ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии
1.1 Концептуальный аппарат психологии семейных отношений
1.1.1 Функции семьи
1.1.2 Границы семьи
1.1.3 Структура семьи
1.1.4 Динамика семьи
1.1.5 Распределение ролей в семье
1.1.6 Жизненный цикл семьи
1.1.7 Понятие межличностных (межперсональных) отношений
1.2 Типы родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
1.2.1 Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову
1.2.2 Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в речевом развитии
1.2.3 Психическое состояние матерей, воспитывающих детей с отклонением в развитии
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте
1.3.1 Становление речи у нормально развивающегося ребёнка
1.3.2 Понятие нарушений речевого развития
1.3.3 Классификация нарушений речевого развития
1.3.4 Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи
1.3.5 Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушением речи
Выводы
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития
2.1 Задачи, методы и организация исследования
2.2 Описание методов и методик исследования
2.3 Описание и анализ результатов исследования
2.4 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии
2.5 Результаты программы
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Огромное значение для развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных взаимоотношений. Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающего ребёнка, занималась большая группа учёных (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, А.С.Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с трудностями речевого развития, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи с отклонениями у ребёнка изложена в трудах Т.Г.Богдановой, Т.А.Добровольской, С.Д.Забрамной, В.В.Ткачёвой, Г.А.Мишиной, А.С.Спиваковской и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия особо развивающегося ребёнка с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности. В социальной ситуации развития болеющего ребёнка дошкольного возраста первостепенное значение имеет родительское отношение к нему, препятствующее преодолению болезни (В.В.Николаева, А.А.Михеева, В.Н.Касаткин, И.В.Равич-Щербо, А.Г.Румянцев). Поэтому без анализа детско-родительских отношений невозможно целостное понимание развитие личности ребёнка. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребёнка в общество. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых.
Межличностные взаимоотношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. ............