СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА
§2. ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
§3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
§ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала 20 века. Этому периоду на новых азиатских границах империи было присуще применение так называемого русского стиля, и Вознесенский собор в Алматы, пожалуй, самое запоминающееся его проявление... Буйство красок и форм, заносимое в Россию с Востока, и особенно во времена монгольского нашествия и в период «нашествия» эклектики в культуре XIX века, отозвалось в нем уже новым качеством и новым смыслом, гармонично вписывая собор в окружающую его среду и очень точно отвечая местной восточной психологии. Грандиозность и, одновременно, изящество форм и пропорций здесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространства интерьеров, наполненных светом и чистыми красками. Удивительное стремление к выдержанности стиля, наперекор всякому рационализму и привязанности к конструкционному материалу! Полнейшая иллюзия каменного здания... Вот так происходит перенос форм с одних конструкций на совершенно другие. Подобный (хорошо сохранившийся) пример трудно найти на территории Центральной Азии, а по своей силе его можно сравнить только с Храмом Вознесения в Коломенском, что под Москвой.
Вознесенский кафедральный собор без преувеличения является не только одной из главных достопримечательностей Южной столицы, но и свидетельством незримой духовной связи соединяющей одной нитью три великих эпохи нашей истории. Менялась власть, исчезали государства, но как незримый хранитель времени, стоит этот величественный храм, свидетельствуя о неземном мире горожанам и гостям Верного, Алма-Аты, Алматы.
§1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855г., а уже в 1867 городок у подножия Заилийских гор становится областным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм уже успел ощутить потребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868г., с самого начала было обречено на превращение в долгострой: неполная документация, постоянные смены ответственных производителей, а затем и полное их отсутствие в течение длительного периода.
Верный быстро приобретал все большее политическое и культурное значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая была временно установлена в новой станичной церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор. Это событие послужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. А поскольку требования к планировке такового сильно отличаются от предъявляемых к просто соборным зданиям, начатое строительство уже не соответствовало моменту. Да и количество прихожан к этому времени уже насчитывало 1800 человек (ЦГА РК,ф.44, оп.1,д.50262,д.50287). ............