Реферат
Возникновение политических партий в Судане и эволюция их идеологических платформ
Возникновение партий в Судане относится ко второй половине 40-х годов. В 1945 г. Генеральный конгресс выпускников, являвшийся общесуданской просветительской организацией, из-за внутренних трений, инспирировавшихся и поощрявшихся британскими колонизаторами, раскололся на несколько политических партий и группировок. В их числе были партии Аль-Умма ("Нация") и Аль-Ашикка ("Братья").
Аль-Умма выражала интересы прежде всего феодально-племенной верхушки, компрадорской буржуазии, крупных чиновников, связанных с колониальными властями, и превратилась в политическую организацию самой крупной в Судане мусульманской секты Аль-Ансар. Программа Аль-Уммы носила откровенно антидемократический характер. Она требовала развития Судана только на основе принципов ислама, запрещения участия профсоюзных и студенческих организаций в политической жизни страны. На протяжении всего периода своего существования эта партия почти всегда находилась на переднем крае консервативных сил Судана, неуклонно проводила в жизнь политику подавления национально-патриотических сил страны. К Аль-Умме обычно примыкал суданский филиал межарабской фундаменталистской организации "Братья-мусульмане". В 1966 г. в Аль-Умме произошел фактический раскол на радикальное и консервативное "крылья". В настоящее время она имеет в Судане, по оценочным данным, до 4 млн. сторонников.
Партия Аль-Ашикка в 1952 г. объединилась с несколькими буржуазно-националистическими группировками и стала называться Национально-юнионистской партией (НЮП). В нее входили, главным образом, представители феодально-помещичьих кругов, национальной и компрадорской буржуазии. Кроме того, НЮП оказалась тесно связанной с руководством мусульманской секты Аль-Хатмийя, которая по традиции придерживалась проегипетской ориентации. После прихода в 1964 г. к власти НЮП вместе с другими силами отказалась от лозунга за союз с Египтом и формально встала на антиимпериалистические позиции. Политике НЮП внутри страны было присуще сочетание социальной демагогии по поводу "строительства социализма в соответствии с исламским шариатом" с неуклонной защитой интересов национального капитала, с готовностью идти на компромисс с традиционными феодально-племенными кругами.
Социальная неоднородность как Аль-Уммы, так и НЮП приводила на всем протяжении их существования и по сей день приводит к острой как межпартийной, так и внутрипартийной борьбе за выживание, влияние и, в конечном счете, - за власть. Эта борьба привела, в частности, к тому, что в 1956 г. из НЮП вышли сторонники секты Аль-Хатмийя, образовавшие самостоятельную Народно-Демократическую партию (НДП), которая просуществовала до 1967 г. НДП явилась выразителем интересов антиимпериалистической части национальной буржуазии, интеллигенции и части феодально-племенной верхушки секты Аль-Хатмийя. В программе НДП, принятой в январе 1956 г., утверждалось, что "партия стремится к осуществлению социалистических принципов, не противоречащих духу ислама", который должен быть признан государственной религией.
Во внутренней политике НДП придерживалась курса на осуществление демократической аграрной реформы, национализацию крупных предприятий промышленности, энергетики и транспорта, на образование частно-государственного сектора из средних промышленных предприятий и на сохранение в частной собственности предприятий легкой и пищевой промышленности. ............