ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Барнаул 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150
Введение Актуальность исследований в области психологии любви в контексте основных тенденций развития современной психологии.
Жизнь без любви я считаю
греховным и безнравственным состоянием
В. Ван Гог
Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.
Гуманизация психологического знания, опора на категории личности и субъекта с неизбежностью потребовала синтеза основных категорий психологии. Категория "смысла", отражая единство интеллектуальных и аффективных процессов (Л.С. Выготский [81], c.54), подчеркнула, с одной стороны, невозможность изолированного изучения когнитивных процессов, с другой стороны, не разработанность психологии эмоциональных явлений в отечественной и зарубежной психологии. Ссылки на сложность, запутанность, неразработанность психологии эмоций - традиционны для ученых (В.К. Вилюнас [71,72,73], Э. Клапаред [167], У. Макдауголл [241], А.Ш. Тхостов [361,362], Л.Я. Гозман [90,91] и др.). "Психология аффективных процессов, - отмечает Э. Клапаред, - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в следствиях" (Э. Клапаред [167], с.93). "Н.Н. Ланге в "Психологии" (1914) писал, что чувства занимают в психологической науке место Золушки: "нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер "ума и воли", и что любой самый незначительный аспект познавательных процессов лучше изучен, чем ключевые вопросы психологии чувств" (А.Ш. ............