Часть полного текста документа: Введение. "Возрождение" является термином,который,в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта "Культура Ренессанса в Италии",ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. "То, что мы должны установить в качестве существенного момента - это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир".1 Возрождение античности, таким образом, дало название "Ренессанс" (Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Возрождение - это культура переходного периода, исключительно интенсивная, но - если не говорить об Италии - очень недолговечная. И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное, произошло много событий в политической, экономической и духовной жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения. Рутинный, "феодальный" способ производства утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре. Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали подвергаться обсуждениям. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI вв. и считается важным периодом в истории философии. Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах: Баткин Л.М., "Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М.,1978; Баткин Л.М., "Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности".-М.,1989; Горфункель А.Х., "Философия эпохи Возрождения".-М., 1980; Сергеев К.А., "Ренессансные основания антропоцентризма".-СПб., 1993; "Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х томах".-М., 1981; Соколов В.В., "Европейская философия XV-XVII вв." - М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. - М.,1979; Глава 1. Общие положения эпохи Возрождения. 1.1. основные понятия Ренессанса. Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и идея "спасения" человека.) Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как антропологическое. ............ |