Часть полного текста документа: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему "Время в античной литературе" Студента I-ого курса Факультета Истории искусства Гурова О.Н. Научный руководитель Кондаков И.В. Москва 2004 г. I Целью данной работы является выяснение места времени в античной литературе. Это невозможно сделать без введения такого понятия, как "хронотоп" - взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Иными словами, время выступает в произведении как четвертое измерение пространства. Время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым, а пространство втягивается в движение времени и сюжета. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. В начале хотелось бы сказать несколько слов о том, как вообще воспринимали мир люди Античности, как для них текло время. Что касается временного восприятия древних греков, то у них оно находилось под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир воспринимался и переживался не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу: происходящие события не уникальны, сменяющие одна другую эпохи повторяются, и некогда существовавшие люди и явления вновь возвратятся по истечении "великого года" - пифагорейской эры. Пластические искусства Греции воплотили именно такое отношение ко времени - трактовка тела свидетельствует о том, что древние видели в настоящем моменте полноту бытия, завершенного в самом себе и не подверженного развитию. Эллинское сознание обращено к прошлому, по их мнению, миром правит судьба, которой подвластны не только люди, но и Боги, и, следовательно, не остается места для исторического развития. Греки кажутся людьми, которые движутся к будущему спиною вперед. Это мировосприятие, которое можно назвать статико-циклическим, претерпело определенную трансформацию у римлян. Римские историки были гораздо более восприимчивы к линейному течению времени, и ход истории осмысливался, уже опираясь на определенные моменты действительной истории - основание Рима и т.д. однако и их мировоззрение не было готово к тому, чтобы воспринимать историю как развертывание свободной воли человека. В древности люди были не в состоянии вырваться из круга природного бытия и противопоставить себя природе. Их зависимость от природы и неспособность осознать ее в качестве "объекта воздействия" находит в области культуры свое наглядное выражение в идее внутренней аналогии человека "микрокосма" и мира "мегакосма", имеющих единую структуру и состоящих из одних и тех же элементов. По ходу развития отношение ко времени постепенно менялось, и очень характерным является хронотоп античного романа. На античной почве были созданы три основных вида литературных произведений в жанре романа, и, следовательно, было найдено три соответствующих способа художественного освоения времени и пространства в романе. II Первый тип античного романа условно называется "авантюрным романом испытания". Сюда относится так называемый "греческий" или "софистический" роман, сложившийся во II-VI веках нашей эры. В этих романах разработан тип авантюрного времени, причем настолько полно, что все последующее развитие чисто авантюрного романа вплоть до наших дней ничего существенного к ним не прибавило. ............ |