Чураков Д. О.
В год 65-летнего юбилея вопросы, связанные с освещением Великой Отечественной войны в школьном и вузовских курсах истории приобретают особую актуальность. Среди них, в силу объективных причин, на первое место выдвигается вопрос освещения истории Великой Отечественной войны в вузовских учебниках по истории. В коротком выступлении все его аспекты осветить, конечно, невозможно. Поэтому сосредоточим внимание лишь на одной проблеме, имеющей особый общественный резонанс и значимость. Речь идёт о правдивости учебников истории в контексте современных усилий научного сообщества, общественности и государства по исправлению непреднамеренных неточностей и по нейтрализации попыток сознательной фальсификацией истории. Именно учебник призван сформировать у молодого человека не только базовый комплекс представлений о прошлом нашей страны, но и базовые нравственные ориентиры.
К сожалению, современная ситуация с учебником истории далека от желаемого. После крушения СССР и его официальной идеологии учёным сообществом не было предложено непротиворечивой, опирающейся на весь комплекс достоверных источников картины участия СССР во Второй Мировой войне. В результате образовался вакуум, который тут же попытались заполнить разного рода историческими мифами. Поскольку отечественная историческая наука оказалась дискредитирована, дискредитированными оказались и существовавшие на тот момент учебники истории. Ещё на заключительном этапе «горбачёвской перестройки» возник такой феномен, как “альтернативный учебник истории”, в основе которого лежала неолиберальная идеология. Поначалу книги, претендовавшие на эту роль, выходили не как учебники, а как пособия или даже просто сборники авторских материалов. Но по сути они претендовали именно на роль учебника, который, в отличие от прежних, “научит правде” (Одним из первых подобного рода изданий становится двухтомник частного издательства «Терра» во главе которого стоял американский издатель русского происхождения Ю. Фельштинский).
Другим характерным явлением становится выпуск в качестве “альтернативных учебников” курсов лекций, книг и собственно учебников, написанных иностранцами. Главной отличительной чертой этих изданий являлось то, что они могли решать какие угодно задачи кроме главной задачи национального учебника по истории — задачи патриотического воспитания молодёжи. Особенно большое распространение приобрёл учебник француза Николя Верта. Несмотря на крайне негативные оценки со стороны многих отечественных профессионалов, в первой половине 1990-х гг., учебник Верта неоднократно переиздавался и часто служил чуть ли не в качестве основного при обучении школьников, абитуриентов и студентов. Период, непосредственно предшествующей Второй Мировой войне и её начального периода получили в этом учебники освещение, весьма далёкое от объективности. Это нашло отражение, например, при освещении таких вопросов, как советско-германские предвоенные отношения, количество погибших в СССР польских военнопленных оценивается в 148 тыс., столь же предвзято трактуются вопросы, связанные с продвижением советской границы на Запад. Наконец, довольно произвольно трактуются Вертом события первых неудач СССР в Великой Отечественной войне. ............