Часть полного текста документа:А.Горин Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва Введение в догматическое богословие Курс лекций прочитанных в Ц. "Надежда" (1997-8 гг.) (В начале курса хочу дать некоторые советы: относительно заметок во время лекций, о его краткости и неисчерпываемости; если будут вопросы - задавайте, а с ответом, посмотрим; о необходимости чтения учебников, общих трудов, но прежде всего - источников(: Не надо обольщаться, но настроиться на логическое осмысление. Не нужно библицизма, поймите правильно. Мы будем рассуждать о многообразии пониманий догмы в истории Церкви, а в голову другого не влезешь. Тем труднее осмыслить развитие мысли, если она принадлежит человеку далекого от нас времени. Христианство многолико. Богу чужда унификация. |пояснить и развить| Иной раз то, что само собой разумеется иным богословом, покажется нам совершенно чуждым и вредоносным. Здесь не надо спешить, а попытаться понять, что сформировало его мышление. Надо быть достойным философии и уважать точку зрения другого. Общим здесь будет следующее - мы, каждый, имеем свое понимание истины и свое же понимание точки зрения другого. В частности, библейских авторов. Вещи вообще невозможно понять такими, какими они-есть-в-себе. Всезнающий Бог, надо полагать, учитывает это в Своих непосредственных и исторических отношениях с нами. В рамках нашего разума, развивая его мыслительные способности и обогащаясь опытом человеческой и христианской мысли мы будем рассуждать об этих отношениях и их рациональной фиксации). Лекция 1. Назначение и смысл богословского занятия. Место богословия во внутренней и общественной жизни христианина. Вселенское значение богословского дискурса для Церкви. Зачастую человек, занятый богословскими поисками, сталкивается с негативным отношением христианина к богословию в церковной среде. В пределе дело доходит до утверждений о вреде всякого богословского образования для духовной жизни и "непосредственности" отношений человека с Богом. Самая расхожая формулировка этого такова: "Зачем нужно богословие и богословское образование, если у нас есть Слово Божие?! В начале XIX в. (особ. в Англии) было много евангелистов, кот. начинали с этой позиции. Чем они закончили мы знаем. Это было время постреформационного (неоперившегося библицизма(. Г.Ньюман был еванг., но пришел к выводу, что если ограничить себя текстом, без традиции - богословского отражения, то скоро придешь к ереси. Ты не можешь развить доктрину только с текста (пр.: унитарии). Лютер, Кальвин, Уэсли, Эдвардс Были убеждены в необходимости богосл. занятий. Они говорили о дополнительном откровении. На Соборах (Никея и пр.) Отцы собирались вместе и ждали Св. Духа для богословских размышлений о том, как им пользоваться текстом в тех ситуациях, которые и вызвали к жизни их собрания. Необходимо богословствовать, чтобы применить текст к жизни. Существует идея о веках мрака. Однако изучение истории показывает кипение богословской мысли (и до Лютера). Уиклиф, Савонарола. Но даже в (конформистской( среде мы находим достжения осмысления божественной реальности на языке своего времени. Бог славно проявлял себя всегда. (Дж. Эдвардс: A History of the Woke of Redemption.) Прекрасным примером будет творчество Ансельма Кентербеийского - Cur Deus Homo - христология! Это - один из основных стержней в богословии, напрямую выходящий на практику отношений с Богом. БОГОСЛОВИЕ - ВЕРА ИЩУЩАЯ ПОНИМАНИЯ. ............ |