В основу данного курса положены фундаментальные исследования ученых-географов Московского государственного университета, в частности, работы А.Г. Исаченко (см. его учебник для студентов географических специальностей "Ландшафтоведение и физико-географическое районирование". Москва. "Высшая школа". 1991 г.), идеи которого разделяет автор; методологические разработки кафедры философии МГУП (доц. P.M. Орлов); работы советских и российских ученых-мелиораторов: в частности:
- Айдаров И.П., Голованов А.И. "Мелиоративный режим орошаемых земель и пути его улучшения". Гидротехника и мелиорация. 1986.NO 8;
- Голованов А.И. "О целях и сущности мелиорации сельскохозяйственных земель". Вестник сельскохозяйственной науки.1991Л'0 12:
- "Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель в СССР", 1992, разработанная труппой ученых Российской академии сельскохозяйственных наук с участием автора;
- Айдаров И.П., Голованов А.И., Никольский Ю.Н. "Оптимизация мелиоративных режимов орошаемых и осушаемых земель". Агропромиздат. М. 1990;
- Голованов А.И. "Мелиорация ландшафтов". Мелиорация и водное хозяйство. 1993.NO 3;
- Голованов А.И., Орлов P.M. "Что такое природообустройство?". Мелиорация и водное хозяйство. 1994.NO 6;
- другие научные работы кафедры мелиорации и рекультивации земель МГУП.
Понятие "природообустройство"
Прежде всего, разберемся в понятии "природа". В него вкладывают несколько смыслов:
1. Наиболее общий: все существующее во вселенной: неорганический и органический мир, включая и человека, т.е. все живое и мертвое.
2. Бытовой: вне города - поехать на природу.
3. Переносный: сущность - природа явления.
4. Узкий или специальный: совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Наряду с естественными условиями человек создает "вторую природу" - материальные условия для своего существования: жилище, дороги, фабрики и т.п.
Узкое понятие "природа", как совокупность естественных условий существования человеческого общества, эквивалентно понятию "окружающая среда", часто используемое в технической литературе, и соответствует греческому oikos - экос (дом, родина). Отсюда: экология - наука о взаимоотношении человека (в более общем понимании - живых организмов) и окружающей среды.
Если понимать природу, как окружающую человека среду, то ее можно представить как географическую оболочку', состоящую из пяти компонентов:
1) массы твердой земной коры ;
2) массы вод во всех состояниях (жидкое, парообразное, твердое -лед);
3) воздушные массы;
4) почва;
5) биота или живые и мертвые организмы.
В настоящее время, когда человек на высоком уровне развития науки и производительных сил своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, очень остро стоит вопрос о рациональном отношении человека (человеческого общества) и природы.
И человеческое общество и живые организмы являются материальными саморазвивающимися системами. ............