1. Предмет психологии.
Рассмотреть разные психологические школы (психология сознания, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественная психология), выделив, что являлось предметом психологии в каждой школе, какие методы каждая школа использует для изучения своего предмета, что нового она вносит в развитие теории и практики науки психологии, в чем недостатки данного направления.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
Бихевиористский подход (от англ. «поведение»). Психология – наука о поведении.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения.
Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человек склонен также подражать поведению других людей, с учётом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).
Важными заслугами данного учения являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Основной недостаток заключается в недоучёте сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
В начале XXв. в психологии возникло направление психоанализа. Психоанализ (от греч. «душа» и «решение») – врачебный метод исследования, зародившийся в работах Ж.Шарко и И.Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний. Зигмунд Фрейд ввёл в психологию ряд важных понятий: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. ............