Часть полного текста документа:Модуль I Лекция Тема: Вводная. 1 час. План: I. Предмет и задачи курса "История Казахстана". II. Общая характеристика источников. I. Предмет и задачи курса "История Казахстана". "Народ у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учиться с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память словно гибкая лоза - куда его согнешь, туда и пойдет" Ч. Айтматов. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по занимаемой территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Но в период колониальной зависимости были отняты история, его прошлое, его корни. Сегодня перед исторической наукой независимого Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Одной из значительных задач истории является казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых президентом Н. Назарбаевым в послании народу "Казахстан - 2030". В свою очередь патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и её популяризация являются сегодня такими важными. 1998 г. был объявлен президентом Назарбаевым годом единства народов и национальной истории, что, несомненно, оказало воздействие на развитие исторической науки Казахстана. II. Общая характеристика источников. Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками. Исторические источники разделяются на на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд. С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием "вспомогательные исторические дисциплины". К ним относятся: Археология - (от греческого "архайос" - древний и "логос" - наука) наука о древности. Лингвистика - наука о языках. Палеография - наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом. Сфрагистика - помогает установить имена царей, даты появления документов. ............ |