Часть полного текста документа:Выбираем профессию вместе Пряжников Н., доктор педагогических наук Уход от ответственности В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избежать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. В этом случае возможны такие варианты поведения. Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть "лучше" и что "явно неприемлемо". В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п. Обращение за советом к учителям и школьным психологам (профконсультантам), которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое...). Обращение подростков за советом к родным и близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более "престижно" и "перспективно", а что менее. Их представления о "правильном" выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации (СМИ) - молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - всего лишь "средство" достижения желаемого. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее - пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка. Из сказанного видно, что реально подросток в большинстве случаев опирается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора? Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя? То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе, - это нормально и психолог должен относиться к этому с пониманием. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатывают защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и нужно согласиться с тем, что подросток не самоопределяется, а его "определяют". ............ |