Часть полного текста документа:Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания при изучении антропосоциогенеза Л. Н. Сухорукова, Е. А. Дмитриева, О. Н. Зайцева Теория содержания образования справедливо полагает, что оно (содержание) должно включать не только знания о мире и способах деятельности, но и опыт творческого поиска, эмоционально-ценностного отношения людей друг к другу (В. В. Краевский, И. Я. Лернер). В современном педагогическом мышлении утверждается идея о важности взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания для формирования общей и экологической культуры (А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин). В связи с этим содержание предмета не должно сводиться к объективным законам и правилам логического мышления, абстрагироваться от "живого пути к истине". Оно должно быть ориентированным на субъект, включать различные суждения о назначении человека, его идеалах и ценностях (А.С. Арсеньев, Э.В. Бесчеревных). Вместе с тем, в действующих учебниках по биологии, включая курс старшей школы, интегрированный потенциал реализован недостаточно: не затрагиваются этические проблемы науки, не обсуждаются важные в мировоззренческом отношении вопросы о биосферных функциях человека, то есть о цели и смысле его существования, коэволюции природы и общества. Учителя биологии затрудняются в методике обучения, сочетающей рациональное познание с эмоционально-ценностным развитием учащихся. В результате большинство старших школьников (более 70 %) недостаточно раскрывают ценностное значение объектов живой природы, не умеют оценивать последствия деятельности человека в биосфере. Обращение к ценностям экологической культуры требует пересмотра содержания темы об антропосоциогенезе, традиционно рассматривающей человека вне связи с биосферой. Эволюционный аспект этой темы должен быть дополнен экологическим за счет сокращения эмпирического материала о доказательствах животного происхождения человека, морфологических и анатомических подробностях описания ископаемых гоминид. В экологический аспект может войти краткое освещение основных этапов взаимодействия человека и природы, анализ культурно-исторических истоков экологических кризисов прошлого и путей выхода из них, выяснение причин современной экологической ситуации, раскрытие значения биосферно-ноосферного знания для направляемого развития общества и природы, сохранения и укрепления жизни на Земле. Идея исторического единства природы и человечества способствует интеграции знаний, непосредственно затрагивает интересы человека, влияет на его ценностные ориентации и этические нормы. Без этой идеи содержание биологического образования теряет связь с главными культурообразующими смыслами. Учащимся важно знать, что в истории взаимодействия человека и природы можно выделить ряд периодов. Биогенный период охватывает эпоху палеолита. Основные виды деятельности первобытного человека - собирательство, охота на крупных животных. Человек в это время вписывался в биогеохимические циклы, поклонялся природе и был ее органической частью. К концу палеолита человек становится видом-монополистом и исчерпывает ресурсы своей среды обитания: истребляет основу своего пищевого рациона - крупных млекопитающих (мамонтов и крупных копытных). ............ |