Социальная работа и педагогика: пути обеспечения эффективного взаимодействия
Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-политической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу – ко второму.
Отношение к культуре является основным водоразделом между социальной педагогикой и социальной работой. Социокультурная практика – важнейшее содержание социальной педагогики. Социальная работа – особый вид деятельности, объектом которого являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Человек рассматривается здесь как бы вне культуры, как некое биосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных, материальных, а не на духовных условиях его существования. В качестве основных направлений социальной работы выступают:
1. медико-социальные основы здоровья;
2. физическая культура как общественное явление;
3. семья как объект социальной работы;
4. социальная работа в сфере занятости;
5. социальная защита детства;
6. социальная защита интересов женщин;
7. социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов;
8. социальная работа с пожилыми людьми;
9. проблема бездомности;
10. социальная работа с молодежью;
11. нормализация отношений между социально-этническими общностями;
12. миграция;
13. девиантное поведение;
14. повышение жизненного уровня малообеспеченных групп населения;
15. бытовое обслуживание малообеспеченных граждан.
Предметом исследования социальной работы являются отнюдь не педагогические проблемы. Педагогика, наряду с социологией, политологией, психологией, теорией государства и права, теорией коммуникации, выступает в качестве метода или педагогических основ решения того или иного вопроса или проблемы. Социальная работа в социально-педагогической деятельности является средством и методом, а не основной целью. В отдельных случаях, например в работе с семьей, молодежью и детьми, подростками с девиантным поведением, объекты социальной работы и социально-педагогической деятельности совпадают, хотя предметы их исследования различны. Социального педагога интересует, прежде всего, воспитательный потенциал семьи, ее ценности и нормы поведения. Все остальное рассматривается как факторы, благоприятствующие воспитательной деятельности. Точно так же девиантное поведение интересует социального работника как социальная, а не педагогическая проблема, в то время как для педагога определяющее значение имеют духовные факторы становления и развития личности как субъекта деятельности, субъекта творчества. Его интересует, прежде всего, в силу каких обстоятельств подросток усваивает ценности преступного мира и идентифицирует себя с социальными группами, игнорирующими общесоциальные нормы.
Целью деятельности социального педагога является создание благоприятных условий для личностного развития человека. ............