Московский Патриархат Калужская духовная семинария Дипломная работа студента 5 курса на тему: «Взаимоотношение церкви и государства на территории Калужской области с 1917 по 1940 годы». Калуга,
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Партийные и советские органы Калужской губернии во взаимоотношениях с Российской Православной Церковью Калужская епархия в 1917 году Октябрьский переворот и последующие события в Калужской епархии Обновленческий раскол в пределах калужской епархии ГЛАВА 2. Мученический и исповеднический подвиг архиереев Калужской епархии Архиереи, служившие на Калужской кафедре и канонизированные Русской Православной Церковью как Новомученики Жизнеописание священномученика митрополита Феофана (Тулякова) Жизнеописание священномученика Августина (Беляева) ГЛАВА 3. Мученический и исповеднический подвиг священнослужителей и монашествующих Калужской епархии Житие исповедника протоиерея Зосимы Трубачева Жизнеописание и мученический подвиг протоиерея Константина Соколова Житие иерея Константина Любимова Жизнеописание иерея Василия Беляева Жизнеописание и мученический подвиг монахини Иулиании (Свиридовой) ГЛАВА 4. Краткие сведения о других пострадавших за Христа в Калужской епархии ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История Русского Православия и государственно-церковных отношений относится к числу наиболее широко осваиваемых тем отечественной историографии в последние годы. Такой исследовательский интерес объясняется снятием ограничений на изучение церковной истории и церковно-государственных отношений, особенно советского периода, открытием возможности работы с малодоступными и засекреченными документами государственных, партийных и ведомственных архивов. Процесс переосмысления прошлого нашей Родины, начавшийся во второй половине 1980-х годов, не мог пройти мимо, проблем взаимоотношений Церкви и Государства. Нет необходимости говорить, каким важным институтом была Православная Церковь в России. В начале XX века она насчитывала около 78 тыс. храмов, 1025 монастырей, десятки духовных учебных заведений. Конечно, Церковь не состоит только из священно- и церковнослужителей, это и ее многомиллионная и многонациональная паства. События 1917 года и последующего времени поставили Православную Церковь перед качественно новыми реалиями политической и общественной жизни. Широкий социальный состав пастырей и паствы породил различную степень подготовленности к этим реалиям и разное их восприятие. Как соотносились интересы широких масс верующих с интересами правительства? Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как считалось раньше. Изучение церковно-государственных отношений, в том числе и на региональном уровне, в свою очередь дает более полную картину социально-политической истории послереволюционного времени. Именно в этот период начала складываться советская система церковно-государственных отношений, в него же уходят корнями внутриконфессиональные разделения, имеющие продолжение и в наше время. Важность данной темы обусловлена необходимостью восстановления исторической правды в отношении безвинно пострадавших людей. Исследование проблемы церковно-государственных отношений представляется актуальным и для нынешнего их выстраивания в условиях «религиозного возрождения» и активизации роли религиозных конфессий в общественной жизни страны. ............