Реферат
Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка
Введение
Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.
Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.
Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие “психического здоровья”.
Рассмотренная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоровья детей.
Глава 1. Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.
В “Энциклопедическом словаре медицинских терминов” термина “психическое здоровье” нет, но есть просто “здоровье”. Очень существенно, что термином “здоровье” обозначается “состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” .
В медицинской литературе и в медицинской практике термин “психическое здоровье” широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В “Кратком словаре по социологии” дается толкование термина “здоровье населения”, который означает:
состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). ............