РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ РГСУ В г. МИНСКЕ
Специальность «Психология»
заочное отделение
Курсовая работа
Тема:
Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений
Локтева О.В.
Минск 2008
Оглавление
Введение
Общая характеристика работы
1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи лидерских качеств в системе межличностных отношений
1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Основы лидерства: понятие и функции
1.3 Стили лидерства
1.4 Понятие социометрического статуса
1.5 Понятие межличностных отношений
1.6 Структура межличностных отношений
1.7 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста
Вывод
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств и социального статуса подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ интерпретации результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах (производство, воспитание, управление и т.п.). Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того, или иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики». Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп: теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, организационный подход, деятельностный подход, параметрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.
Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. ............