Часть полного текста документа:Ядерное оружие Д.В. Поливанов, кандидат политических наук Проблемы, связанные с отечественным ядерным комплексом, так или иначе находятся на периферии внимания россиян, сами вопросы о целесообразности обладания Россией оружием стратегического сдерживания, размерах этого арсенала и поддержании его безопасности стали неотъемлемой частью политического дискурса 1990-х гг., что не могло не сказаться и на отношении населения. На сегодняшний день ядерное оружие по-прежнему рассматривается руководством страны в качестве одного из элементов великодержавности и поддержания стратегической стабильности. На нужды ракетных войск стратегического назначения расходуется около половины средств государственного оборонного заказа. Значительные средства выделяются на производство нового "супероружия", способного, по словам военачальников, преодолеть любую систему противоракетной обороны. Широкое обсуждение получили возможности использования тактического ядерного оружия, в том числе и в локальных конфликтах. Основополагающие документы в сфере безопасности предполагают использование ядерного оружия в случае, если возникнет угроза для существования России как государства, а обычные средства окажутся неэффективными. При этом очевидны сразу несколько недостатков подобного подхода. Во-первых, эта доктрина исходит из "презумпции виновности" США, которые являются ныне единственной страной, обладающей схожим по размеру ядерным арсеналом и разрабатывающей полноценную систему ПРО. Во-вторых, она практически не отвечает вызовам XXI века, поскольку ядерное оружие является скорее средством борьбы с крупномасштабной агрессией классического типа, вероятность которой, даже согласно "Актуальным задачам Вооруженных Сил РФ", крайне низка. В-третьих, остаются проблемы поддержания безопасности ядерного арсенала и утилизации сокращаемых или списанных вооружений, которые Россия пока не в состоянии решить без международной помощи. Наконец, остро стоит волрос об укреплении режима нераспространет оружия массового уничтожения (ОМУ), который подвергся дополнительным испытаниям на прочность в ходе Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в мае 2005 г. Общественное мнение по этой проблематике столь же противоречиво и отражает вышеуказанную дихотомию между желанием обладать и неспособностью решать проблевы, связанные с оружием. В то же время можно отметить, что произошло переосмысление россиянами этого атрибута великодержавности, и в их оценках доминирует значительный прагматизм. Поэтому можно говорить также о расхождениях в воззрениях элиты и населения на ядерную проблематику. Так, только 22% опрошенных отмечают, что арсенал стратегического сдерживания является признаком великой державы, причем эта точка зрения чуть больше распространена среди мужчин (28%), а также сторонников шовинистических партий - "Родины" (32%) и ЛДПР (29%), - традиционно стоящих на агрессивно-наступательных позициях по внешнеполитической проблематике. Таким образом, ядерная мощь не рассматривается большинством населения в качестве ключевого элемента поддержания политического веса России на международной арене. Скорее это аргумент третьего плана после экономической мощи (высокого уровня благосостояния граждан и развития промышленности) и гуманитарной составляющей (уровень образования и соблюдение прав человека). ............ |