Часть полного текста документа:Яковлев Юрий Васильевич Народный артист СССР. Родился в Москве 25 апреля 1928 г. Мать - Ольга Михайловна Иванова, родилась в г. Таганроге. Отец - Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в г. Воронеже. Жена - Ирина Леонидовна Сергеева. Дети: Елена (1961 г.рожд.), Алексей (1961 г.рожд.), Антон, 1969 (г.рожд.). Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. 1948 - 1952 - годы учебы в Театральном училище им. Б.В. Щукина. После его окончания пришел на работу в Государственный академический театр им. Евг.Вахтангова. Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться - счастья не видать". Эта работа стала как бы эскизом к театральному шедевру - спектаклю "Дамы и гусары". Тридцатилетний артист сыграл старого майора в отставке с таким комедийным блеском и такой трогательной наивностью, что мгновенно полюбился зрителям и спектакль продержался в репертуаре более двадцати лет, что даже для стационарного театра явление неординарное. В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы - звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные. Если сегодня это старик Панталоне - очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной сказке "Принцесса Турандот", которая позволяет пользоваться большим количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона Чехова в документальной драме Л. Малюгина "Насмешливое мое счастье". При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и актер создает характер, адекватный великому русскому писателю. Венчает галерею Яковлевских персонажей конца 60-х герой комедии А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Глумов. Вот уж, где во всем блеске проявился талант Яковлева - лицедея. В одном образе актер создает одновременно несколько характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно - послушный чиновник с Крутицким, то грозный обличитель государственной машины с Городулиным и, наконец, истинный Глумов, гениальный авантюрист, обвинивший общество, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться победителем. В 1975 году в спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича "Господа Глембаи" Яковлев вновь поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного срыва, но природное чувство стиля и абсолютный вкус не позволили артисту перейти эту грань. В 1983 режиссер Р.Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого "Анна Каренина". И Каренин у Яковлева, прежде всего, человек, любящий, страдающий, мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о всепрощении. Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" - странный персонаж, живущий в мире своих фантазий, не желающий возвращаться в реальный мир, загадочный Казанова ("Три возраста Казановы"), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк ("Стакан воды"), трагически - гениальный Прокофьев ("Уроки мастера"). ............ |