Часть полного текста документа:http://www.yaponist.com/culture/index.htmЯпонский меч - Катана Эксперты говорят, что все японское искусство выросло из китайского, но делают одну принципиальную оговорку: да, японцы всему учились у китайцев, но в отношении холодного оружия они превзошли не только их, но и все остальные народы. Японское оружие абсолютно уникально, а меч японских самураев - чуть изогнутую, пружинящую, как рессору, заточенную только с одной стороны катану - коллекционеры полагают самым совершенным холодным оружием в мире. Катану нельзя было обнажать просто так - об этом говорит и тот факт, что у самурая при себе всегда был шелковый платок для обтирания крови с клинка. История катан начинается примерно в XII-XIII веке, они были непременным атрибутом японской аристократии и утратили это положение лишь в XIX веке, после революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца. В фильме "Убить Билла" Квентин Тарантино заставил Уму Турман размахивать катаной, якобы скованной для нее харизматичным мастером за месяц-другой. Тут он сильно погрешил против истины. Катана - плоть от плоти японской философии ремесла. Здесь лучший мастер - тот, кто не вносит в свое произведение ничего личного, художник в аристотелевском понимании этого слова, отражающее мир зеркало. Во главу угла ставится строгое разделение труда: оружейник, сковавший клинок, никогда не будет, скажем, заниматься изготовлением фурнитуры, так что катана - всегда результат труда многих человек. Это одна из причин того, что коллекционеры чаще всего собирают не собственно катаны, а их отдельные части. Тому есть и более прозаичное объяснение: катана - не монолитное целое, а своеобразный конструктор, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча. Клинок уникален - он передавался по наследству из века в век, но в зависимости от обстоятельств катана разительно меняла свой облик. Военные действия предполагали аскетичный облик меча, а на свидание с дамой позволительно было являться с катаной, богато изукрашенной. Все начинается с металла. На изготовление катан шла особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на восемь лет, чтобы ржавчина выела слабые места, затем они отправлялись к кузнецу. Прутки расплющивали молотом, превращая их в фольгу, складывали эту фольгу, снова расплющивали - процесс напоминал изготовление слоеного теста, а готовый клинок в результате содержал в себе до 50 000 слоев. Более того, катана оказывалась самозатачивающейся благодаря упорядоченному движению молекул клинка - то есть, повесив слегка затупившийся меч на стену, через определенное время можно было вновь получить острое, как бритва, лезвие. Шлифовка клинка шла поэтапно - сначала девять шлифовальных кругов все уменьшавшейся зернистости, в конце мастер полировал лезвие подушечками пальцев, используя растертый в пыль древесный уголь. Закаляли катаны в жидкой глине - в этот момент на лезвии появлялась тонкая матовая полоска - якиба (yakiba). Если мастер был известным, на хвостовике клинка он ставил свою подпись. Между рукояткой и клинком находится цуба (tsuba) - фактически это гарда, только не чашевидная, как у европейских мечей, а плоская. В ней обычно два или три продолговатых отверстия: большое центральное предназначено для главного клинка, расположенные по бокам меньшие служили для того, чтобы закреплять в них кодзуки (kozuka) и когаи (kogai). ............ |