Реферат на тему
«Языческие воззрения славянских народов»
Оглавление
Введение
1 Источники
2 Корни религиозных взглядов славян
3 Этапы развития славянского язычества
4 Пантеон славянских богов
Вывод
Список литературы
Введение
В настоящее время довольно широкое распространение получили и продолжают увеличиваться в числе различные неоязыческие секты, базирующиеся, в том числе, и на славянской мифологии. Кроме того, даже в советском и постсоветском секуляризированном обществе мы довольно часто можем наблюдать различные остатки древнеславянских обрядов и поверий. Особенно много таких атавизмов можно наблюдать в области, связанной с погребением умерших. Поэтому тема «религиозные воззрения славянских народов» представляется актуальной и небезынтересной для нашего времени. В настоящей работе будут подробно рассмотрены религиозные представления об окружающем мире наших предков, а также истоки, каким образом эти представления вошли в мифологию славян.
1 Источники
Надо сказать, что мы знаем достаточно мало о том, каковы были на самом деле представления славян об мире невидимом. В основном источниками для изучения славянского язычества служат критические поучения, которые составляли христианские писатели уже после христианизации славянских народов в целях искоренения несоответствующих христианскому вероучению языческих обрядов, поверий и представлений. Однако возможность этих источников достаточно ограниченна, потому что их авторы в основном ограничивались тем, что указывали имена богов, их функции, давали описание святилищ, обрядов. Их целью было не сохранить эти архаические культы как исторический памятник, а, наоборот, как можно полнее их искоренить. Причём произведения, оставленные нам славянскими авторами, дают даже меньше материала для подобных исследований, чем иностранные. Это объясняется тем, что для иностранцев славянское язычество зачастую было лишь занятной и небезынтересной экзотикой, не очень хорошо знакомой им по реальной жизни. А славяне писали о том, что было у них и у их целевой аудитории на виду и на слуху, было всем хорошо известно и без подробных описаний. Кроме того, оно представляло даже некоторую угрозу для них как исповедников христианства. Поэтому странно было бы от них ожидать стремления сохранить язычество, пусть даже как чисто исторический факт. Ещё один минус подобных источников заключается в том, что все они были составлены в эпоху, когда эти архаические верования уже переживали эпоху упадка.
Некоторое количество информации можно почерпнуть из различных литературных произведений, которые не были посвящены специально этому вопросу. Например, «Слово о полку Игореве», которое упоминается в работах Д. М. Дудко «Матерь Лада» и Аничкова Евгения Васильевича «Язычество и Древняя Русь».
Академик Рыбаков Борис Александрович говорит о большой роли устной народной традиции в сохранении дохристианских религиозных воззрений славянских народов: «Изyстная, тpадиционная многовековая кyльтypа pyсской деpевни - это не только сокpовищница интеpесyющих нас сведений о ее глyбоких коpнях, но одновpеменно и сами те коpни, на котоpых yстояла на пpотяжении тяжелой тысячи лет масса тpyдового кpестьянства». ............