Часть полного текста документа:Язык - речь - слово в филологических науках пушкинского времени Аннушкин В. И. Основным термином следует назвать слово. Как и ныне, слово "слово" многозначно, но акценты расставлены по-иному - в соответствии с письменной культурой того времени. Слово воспринимается прежде всего как логос - движущая, творящая сила, воплощаемая в самой способности, даре человека мыслить и оформлять мысль в сознательных речениях и звуках. В 18 веке слову как отрезку текста существует слово "речение", а слово воспринимается в соответствии с его библейским смыслом. Общим местом (знанием) для носителя языка является идея о том, что "вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово", человек есть образ Божий, имеющий главное отличие от других Его творений - "слово". Посмотрим теперь, каково объяснение слова "язык" в первом академическом "Словаре Академии российской", созданном под руководством Е.Р.Дашковой в 1789-1793 годах. Конечно в определениях Словарем слова язык невозможно искать современного значения "системы языка" или чего-либо подобного. Слово язык, кроме первого значения "совершенно мясистая во рте у животного лежащая и от других отделенная часть", имеет второе терминологическое значение: "наречие, слова и образ речи, употребительные каким-либо народом" (VI, 1037). В словах этого гнезда просматриваются многие положительные и отрицательные возможности пользования языком: "языковредие - злоречие во вред себе и другим; благоязычие - красноречие; злоязычие - злословие, злоречие; косноязычие - гугниввость, заикливость; медленноязычный - то же, что косноязычный" (там же). Термин язык в весь рассматриваемый нами период до середины 19 века будет толковаться как орудие создания устной речи. Вчитаемся в определение А.Ф.Мерзлякова 1804 года (первое издание его "Краткой риторики"): "Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствований, расположенное в некотором определенном порядке и связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка". Значит, речь "искусна", а язык еще не требует искусства. Далее следует рассуждение о правилах речи, которые составляют три науки: грамматику, риторику и поэзию. Посмотрим, как отчасти смешивается синонимическое употребление слов язык и слово у учителя Пушкина Н.Ф.Кошанского в его "Общей реторике" 1829 г. Начало учебника: "Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сии две способности неразлучны; они образуются вместе, взаимно и общими силами ведут человека к совершенству, к великой Небом ему указанной цели" (с. 1). О "даре слова" как первой способности человека вообще толкуют все учебники словесности начала 19 столетия. Но вот тот же Н.Ф.Кошанский начинает "Частную реторику", изданную посмертно в 1832 г. "Язык или дар слова (vox articulata) есть дар свыше, которым Творец отличил любимое сознание свое от всех бессловесных и благоволил, чтобы человек сам образовал сию способность, руководствуясь нуждами, разумом, природой. Примеч. Язык, сей чудесный дар Неба, соединяясь и никогда не разлучаясь с другим божественным даром разума, созвал людей в общества, основал грады, составил науки и служит орудием чистейших, благороднейших, высших наслаждений ума и сердца. ............ |