Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный педагогический институт»
Филологический факультет
Специальность 032900 Русский язык и литература
с дополнительной специальностью 032600 «История»
Кафедра русского языка
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Язык лирических миниатюр М.М. Пришвина
Студентка V курса
очной формы обучения
Шаталова Оксана Анатольевна
Научный руководитель:
д. филол. н., проф.
Н.В. Черникова
Мичуринск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Лексические особенности лирических миниатюр М.М. Пришвина
§1. Эмоционально-экспрессивная лексика в миниатюрах
§2. Эпитеты в миниатюрах
§3. Метафора и олицетворение в миниатюрах
§4. Сравнение в миниатюрах
Выводы
Глава 2. Синтаксические особенности лирических миниатюр М.М. Пришвина
§1. Инверсия в миниатюрах
§2. Функции однородных членов в миниатюрах
§3. Эмоциональная семантика предложений в миниатюрах
Выводы
Глава 3. Изучение языка лирических миниатюр М.М. Пришвина в школе (Методические рекомендации)
§1. Изучение изобразительно-выразительных средств (на материале произведений М.М. Пришвина)
§2. Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений М.М. Пришвина)
Выводы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Его лирические миниатюры, короткие детские рассказы, как и философские повести и романы, полны удивительных открытий, нравственной красоты, они оставляют в душе человека светлые чувства. Каждому, кто читал произведения Пришвина, знакома радость общения с писателем, открывающим красоту окружающего мира, обладающим поэтической непосредственностью восприятия, свежим, как бы первым узнаванием жизни. Его по праву считают непревзойдённым мастером пейзажа и великим знатоком русской природы.
За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». «Действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры» [Пахомова М.Ф., 1970, с. 3].
Природа для М.М. Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Вся жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается им в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении её с жизнью человеческой.
«Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу» [Пришвин М.М., 1957, с. 692].
Чувство родственной связи человека с миром природы – основа открытий М.М. Пришвина в искусстве. «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем, существующим вне его» [Пришвин М.М., 1956, с. 457].
Чем тоньше и глубже проникает М.М. Пришвин в жизнь природы, тем смелее подходит он к изучению человека.
Этот чрезвычайно своеобразный психологизм М.М. Пришвина родствен по своему характеру поэтическому восприятию мира. Недаром он считал себя «поэтом, распятым на кресте прозы» [Хмельницкая Т.Ю., 1959, с. ............