Казахский государственный женский
Педагогический институт
УДК 81, 27:159.9:316.334 (574) на правах рукописи
Языковое сознание и особенности его проявления у представителей русского и казахского этносов (социолингвистический и психолингвистический аспекты)
10.02.19. – теория языка
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель -
доктор филологических наук
Б.Хасанулы
Республика Казахстан
Шаяхметова Айсулу Алкешовна
Алматы, 2007
Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения языкового сознания
1.1 Экспликация языкового сознания с точки зрения антропоцентрически ориентированных наук
1.1.1 Философское понимание сознания и языкового сознания
1.1.2 Психолингвистическая дескрипция языкового сознания
1.2 Социолингвистическая трактовка языкового сознания
2. Языковое сознание русского этноса в сопоставлении с языковым сознанием казахов
2.1 Этническое сознание: способы их выражения
2.2 Понятие о концепте и концептосфере
2.3 Концептосфера и концепт как отражение языкового сознания русских и казахов
2.4 Влияние языкового сознания казахов на языковое сознание русских
3. Казахское языковое сознание
3.1. Казахский язык как отражение этнического и языкового сознания казахского этноса
3.2 Менталитет казахского народа как отражение этнического языкового сознания
3.2.1 Этнические стереотипы казахов
3.3 Фразеологизмы как средство выражения казахского языкового сознания
3.4 Влияние русского языкового сознания на казахское языковое сознание казахов
Выводы по третьему разделу
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Потребность осмысления описания соотношения языка, сознания и личности на основе методологической базы этнопсихолингвистических исследований является актуальной проблемой в современной лингвистике. Следует отметить, что внимание ученых акцентируется на исследовании национально-культурной специфики языкового сознания как индивидуумов, так и этносов: «Язык - средство выражения культуры», «компонент культуры», «часть культуры», «индивидуальное и общественное сознание и язык», «языковое сознание и национальное самосознание». Поиск новых путей изучения особенностей языкового сознания привел к необходимости выявления онтологии языкового сознания, потребности рассмотрения его как в контрастивном аспекте в процессе сопоставления с образами другой культуры, так и на основе междисциплинарного экспансионистского подхода, при котором языковое этническое сознание изучается с помощью данных различных наук, а не только с позиции чистой лингвистики. Несмотря на то, что исследование проблемы соотношения языка, сознания и личности имеет давнюю традицию, до сих пор еще не достаточно освещен вопрос как о сущности языкового этнического сознания, так и о проблеме соотношения языка, сознания и личности. И это закономерно, так как эти вопросы не могли быть решены только на основе чисто лингвистической парадигмы, поэтому правильным на наш взгляд, представляется утверждение Л.В.Сахарного о том, что парадокс догуманитарной лингвистики состоит в том, что она «изучая язык человека, оказывается лингвистикой без человека» [1, 6].
Проблемы языка, тем более проблемы языкового сознания нельзя исследовать только на основе парадигм чистой лингвистики и редукционистского подхода, так как язык является не только средством общения, но и орудием мышления. ............