Часть полного текста документа:Юмор как средство формирования социальной автономности подростков О. А. Волкова Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иными словами говоря, социальная автономность предполагает "реализизацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке". Социальную автономность можно рассматривать с двух точек зрения: как результат и как процесс. Результат социальной автономности - это высший уровень сформированности индивидуальных, социально-ориентированных качеств личности. Процесс формирования социальной автономности - это процесс индивидуального развития личности в рамках, в контексте, в условиях социальных отношений. Рассматривая социальную автономность как процесс, мы можем выделить несколько стадий формирования социальной автономности подростков: I - усвоение необходимой суммы знаний; II - осознание себя как личности; III - формирование социально-значимых качеств, собственной точки зрения, личностных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в предыдущем этапе знаний. На этом этапе складывается отношение к своей социальной позиции, своей деятельности, своим намерениям. Это стадия социального развития самосознания и социальной самооценки. IV - устойчивость личности, понимаемая как сформированность социально-нравственных мотивов поведения в социальной общности и состоящей из таких свойств, как: организованность, эмоциональная стабильность, социальная ответственность, самостоятельность, социальная релаксация. Любое общество (в большей степени тоталитарное, в меньшей - рыночное) препятствует формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих личности гибко войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств является юмор. Как средство косвенного воздействия, он выполняет ряд функций: с одной стороны, маскирует прямое прохождение личности в систему социальных отношений, с другой - сохраняет индивидуальность человека. Таким образом, юмор может выступать как средство формирования социальной автономности подростков, если педагогическое общение будет направлено на решение этой задачи, что возможно при реализации ряда условий, среди которых - адекватная реакция педагогов на юмор школьников, являющийся средством взаимоотношений педагога и ученика. При этом необходимо разграничить чувство юмора и остроумие - явления разнопорядковые. Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств. ............ |