Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионалного образования
"Шуйский государственный педагогический университет"
Кафедра философии и религиоведения
Курсовая работа
Юридическая и нравственная школы учения об искуплении
Работу выполнил:
Баранов Андрей Александрович
Научный руководитель:
кандидат культурологии
Серопян А.С.
Шуя 2010
Cодержание
Введение
1. Юридическая школа догмата об искуплении
1.1 Учение Ансельма Кентерберийского
1.2 Изложение учения об искуплении в богословской системе митрополита Макария (Булгакова)
1.3 Изложение догмата искупления в системе епископа Сильвестра (Малеванского)
1.4 Значение богословия Вл. Соловьева
2. Нравственная школа догмата об искуплении
2.1 Сочинения протоиерея П. Светлова
2.2 Учение об искуплении патриарха Сергия (Сторагородского)
2.3 Учение об искуплении митрополита Антония Храповицкого
3. Трактовка русскими православными богословами догмата об искуплении в ХХ веке
3.1 "О смерти крестной" Г. Флоровского
3.2 "Очерк мистического богословия" В. Лосского
Заключение
Список литературы
Введение
Степень разработанности проблемы.
Проблемой догмата искупления занималось и занимается довольно большое количество христианских богословов и мыслителей, как западных так и восточных, почти на протяжении тысячи лет. Самые глубокие и плодотворные исследования проблемы заключены в работах русских богословов и религиозных мыслителей ХIX- XX веков, самые крупные из которых: "Догматическое богословие" Митрополита Макария (Булгакова), "Опыт православного Догматического Богословия" епископа Сильвестра (Малеванского), "Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления" потоерея Павла (Светлова), "Православное учение о спасении патриарха Сергия" (Старогородского), статьи архиепископа Антония Храповицкого, протоерея Сергия (Бугакова), " О смерти крестной" протоерея Георгия (Флоровского), "Очерк мистического богословия" В. Лосского, "Работы по богословию" А.С. Хомякова, "Чтения оБогочеловечестве" Вл. Соловьева, "Догмат искупления в русской богословской науке" протоерея Петра (Гнедича).
Так же необходимо упомянуть о личности западного средневекового богослова Ансельма Кентерберийского, который в своей работе "Почему Бог стал человеком " стал основоположником Юридической школы догмата об искуплении, а следовательно заложил основы для дальнейших исследований и споров по проблеме, продолжающихся столь долгий период.
В вышеперечисленных работах, их авторами даются довольно серьезные исследования по проблеме, но между ними, нет согласия в истолковании догмата.
Актуальность.
Искупление рода человеческого Иисусом Христом является важным учением Христианской религии. Ибо оно составляет по существу все содержание новозаветного благовестия. Это усматривается в самом имени воплотившегося Сына Божия: "Иисус – Спаситель". Без этого учения, так же как и без догматов Воплощения и Воскресения Иисуса Христа, Христианство не может именоваться Богооткровенной религией, так как вне этого учения оно становится в ряд общечеловеческих учений. ............