Часть полного текста документа:Юридические аспекты PR-деятельности или "доброе слово и пистолет" Жданухин Дмитрий, дректор по развитию, к.ю.н. "Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, нежели только добрым словом или только пистолетом..." по моему, Аль Капоне Public Relations (PR), с юридической точки зрения, очень специфичная сфера деятельности, т.к. она связана с оказанием услуг, которые достаточно трудно зафиксировать и измерить. Особенности PR-деятельности приводят к тому, что собственно юридические методы регулирования отношений имеют достаточно ограниченное применение. Так очень трудно с помощью правовых конструкций установить ответственность за некачественность PR-услуг. Также затрудняет юридическое сопровождение сознательной организации коммуникации (это, пожалуй, самое короткое определение сути PR) комплексность этой отрасли, ее тесная взаимосвязь с другими сферами деятельности: рекламой, СМИ, производством и розницей, которые также специфичны с точки зрения права. Вместе с тем, соблюдение некоторых основных правил юридического оформления отношений, связанных с PR-деятельностью, позволяет избежать неприятных сюрпризов и обеспечить предсказуемость поведения клиентов и контрагентов. Итак, вот ключевые точки юридического сопровождения PR-деятельности: * Особенности договорных отношений, в том числе: - Особенности договора оказания услуг - Оформление этапов оказания услуг, передачи промежуточных и окончательных результатов работы - Ответственность за неисполнение обязательств - Авторское право и интеллектуальная собственность * Границы PR-деятельности: уголовно-правовые, административные и т.д. Начнем с особенностей договорных отношений, связанных с оказанием PR-услуг. Во-первых, PR-деятельность, как правило, осуществляется на основе договора оказания услуг. При этом, важно знать, что договор оказания услуг отличается от договора подряда тем, что он не предусматривает какого-либо законченного результата (созданной вещи и т.д.). Услуга потребляется в процессе ее оказания. В некоторых случаях услуги все же предполагают какой-то осязаемый результат (например, протезирование в стоматологии, проведение мероприятия в PR и т.д.), но этому результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуги "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие. Это значит, что связь успешной PR-компании с повышением прибыли как условие договора оказания услуг не может быть указана. Хотя, в принципе, возможно определение возможности дополнительной оплаты со стороны клиента при повышении прибыли. При этом надо различать информационный и юридический уровни - на первом могут быть обещания, подкрепленные репутацией и обеспеченные возможностью отказа от дальнейшего сотрудничества, а на втором - должны быть четкие измеримые параметры услуги: количество и размер пресс-релизов, публикаций и т.д. Одноко, если судить по формальным юридическим признакам, то часто возникает вопрос обоснованности цены услуги. Но тут поможет известный анекдот про счет на тысячу долларов за один удар молотком по неисправному агрегату парохода, который по требованию клиента был расшифрован следующим образом: $10 за удар и $990 - за то, что знал, где ударить. ............ |