Часть полного текста документа:Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) Александр Люсый НАГИБИН, ЮРИЙ МАРКОВИЧ (1920-1994), русский писатель и сценарист. Родился 3 апреля 1920 в Москве. Еще накануне его появления на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии. Он успел "завещать" беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы тот узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован (сослан). Вторым отчимом стал Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству. В 1938 Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникает, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось. В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. Незадолго до войны успел опубликовать в журнале свои первые рассказы Двойная ошибка ("Огонек", 1940, № 11) и Кнут ("Московский альманах", 1941, № 2). В 1942 Нагибин - в должности "инструктора-литератора" на Воронежском фронте. В том же году вступил в Союз писателей СССР. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. На фронте был дважды контужен, по выздоровлению комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом газеты "Труд". Фронтовой опыт воплощен в рассказах, собранных в сборники Человек с фронта (1943), Большое сердце, Две силы (оба -1944), Зерно жизни (1948). В конце 1940-х - начале 1950-х подружился с Андреем Платоновым (1899-1951). В результате, как он позже вспоминал в Автобиографии, "целый период моей литературной учебы состоял в том, что отчим вытравлял Платонова из моих фраз". Авторская известность приходит к Нагибину в начале 1950-х. Рассказы Трубка (1952). Зимний дуб и Комаров (1953), Четунов (1954), Ночной гость (1955) оказались "добро замеченными читателями". Рассказы Хазарский орнамент и Свет в окне, опубликованные в рожденном "оттепелью" альманахе "Литературная Москва" (1956, № 2), вызвали гневный окрик в партийной печати (наряду с Рычагами Александра Яшина). Однако буквально год спустя в "Библиотечке "Огонька"" появились рассказы, препарированные по законам соцреализма, и Нагибина "реабилитировали". Как отмечает Юрий Кувалдин, "ему постоянно приходилось балансировать на грани диссидентства и правоверности". Большинство рассказов Нагибина, объединенные общей темой, "сквозными" героями и образом повествующего, складываются в циклы - военный, "охотничий", историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся "сказать в малом о большом". Для военных рассказов характерен поиск собственной индивидуальной авторской манеры. Среди лучших из них, включенных писателем в свое последнее, оплаченное им самим 11-томное собрание сочинений, - На Хортице, Связист Васильев (под названием Линия впервые был напечатан в газете "Красная Звезда" в 1942), Переводчик (1945), Ваганов (1946). Военный материал был также использован в повестях Путь на передний край (1957), Павлик (1959), Далеко от войны (1964). ............ |