Часть полного текста документа:Ютландское морское сражение Ютландское морское сражение 1916, сражение между английским и германским флотами 31 мая - 1 июня 1916 у п-ова Ютландия (Северное м.) во время 1-й мировой войны. Замысел команд, герм, флотом Р. Шеера, исходивший из плана войны на море, состоял в том, чтобы демонстратив. действиями лин. крейсеров в прол. Скагеррак вызвать выход в море одного из крупных соединений кораблей англ, флота, а затем перехватить и уничтожить его гл. силами. Во избежание встречи со всем англ, флотом у его баз на позициях были заблаговременно развёрнуты 22 нем. ПЛ с задачей разведки и ослабления пр-ка при выходе его кораблей из баз. Однако герм. ПЛ не смогли выполнить своих задач. 30 мая англ, командование узнало из перехваченных радиограмм о-готовящемся выходе герм, флота в море. Это позволило команд, англ. "Гранд- флитом" адм. Дж. Джеллико принять необходимые контрмеры. По его замыслу осн. силы англ, флота должны были выйти в пролив Скагеррак навстречу пр-ку и уничтожить его в ген. сражении. Англ, флот насчитывал 28 линкоров, 9 лин. крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 лёгких крейсеров и 79 эсминцев; германский - 22 линкора, 5 лин. крейсеров, 11 лёгких крейсеров и 61 эсминец. Англичане имели подавляющее превосходство в силах. Вес бортового залпа их кораблей был почти в 2,5 раза больше, чем у кораблей немцев. Англ, линкоры превосходили герм, линкоры в скорости, но уступали им по бронированию и живучести. Ю. м. с. началось в 14 ч 30 мин 31 мая боем авангардов лин. крейсеров, в ходе к-рого немцы потопили 2 лин. крейсера, но навели англ, авангард на свои гл. силы. Из-за отсутствия разведки командующие флотами не знали действительной обстановки. Английский авангард, оказавшись перед гл. силами герм, флота, начал отход, а герм, флот, не подозревая о нахождении в море всего англ, флота, вскоре оказался перед его гл. силами. Дневной бой между ними был нерешительным с обеих сторон и носил характер кратковременных боевых столкновений. К исходу 31 мая герм, флоту удалось оторваться от пр-ка. Ночной бой между флотами носил характер случайных и неорганизов. стычек отд. кораблей. Потери в Ю. м. с. составили у англичан 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, ок. 6800 чел. убитыми, ранеными и пленными, немцы потеряли 1 лин. крейсер, 1 линкор (устаревший), 4 лёгких крейсера и 5 эсминцев, ок. 3100 человек было убито и ранено. В Ю. м. с. флоты сторон не решили своих задач. Однако Англия сохранила за собой господств, положение на море. Пр-ки придерживались устаревшей лин. тактики. Громоздкие кильватерные колонны оказались неудобными для ведения боя, затрудняли массирован, использование огневых средств и сковывали инициативу командующих эскадрами. Сражение показало возросшую роль в бою лёгких сил, но они не имели должной организации взаимодействия. Впервые получили широкое применение дневные торпедные атаки, но производились они одиночными торпедами, с больших дистанций, без поддержки атакующих кораблей другими силами и были малоэффективны. Ю.м. с. показало большую зависимость хода и исхода боевых действий флота от состояния разведки, гибкости и твёрдости управления гл. силами флота. Оно знаменовало окончат, крах идеи "генерального мор. сражения" как гл. способа достижения цели вооруж. борьбы на море. *** Крупнейшим из морских сражений первой мировой войны явилось Ютландское сражение на Северном море 18 мая 1916 года между главными силами английского и германского флотов. ............ |