Мошкин Владимир Николаевич Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
Нефедова Марианна Степановна Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
В статье сформулированы выводы о системе задач в воспитании культуры безопасности студентов, раскрыты виды и соотношение разных типов и видов, признаки эффективной системы задач в педагогическом процессе вуза. На основе анализа результатов анкетирования студентов изложены некоторые выводы о наличии признаков взаимосвязи беседы как формы реализации задач в воспитания культуры безопасности с результатами воспитания.
В педагогической науке признается, что основными категориями, в которых может быть описана любая деятельность, являются понятия «цель», «средства», «результат» [4, с. 109]. В связи с этим в педагогике к важнейшим относится проблема реализации целей, содержания и средств воспитания студентов. В ходе поиска ответа на вопрос о путях организации целостного процесса воспитания культуры безопасности мы пришли к выводу о перспективности использования задачного подхода к обоснованию целей, содержания и средств воспитания.
В ходе исследования сделаны следующие выводы о взаимосвязанных свойствах системы педагогических задач в воспитании культуры безопасности:
педагогические задачи, основанные на опасных ситуациях различных видов, являются формой построения и реализации целей (развитие деятельности, способностей и личностных качеств как основа подготовки к адекватным действиям в разнообразных опасных ситуациях), содержания (прежде всего мировоззренческая, нравственная, психологическая и физическая готовность к профилактике, преодолению, минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности), средств воспитания (вопросы, задания, игры, упражнения и т. д., основанные на опасных ситуациях), критериев диагностики культуры безопасности (эталонов и показателей успешных действий по профилактике и преодолению опасных ситуаций и др.);
при построении системы педагогических задач используются элементы методической структуры (формы опредмечивания культуры безопасности, способы предъявления задач и т.д.), для реализации (конструирования, предъявления, организации деятельности и т.д.) дидактической (характеризует цели, предмет, способы, средства, форму, результаты деятельности учащихся) и психолого-педагогической (личностная значимость деятельности для учащихся и т. д.) структур задач;
система педагогических задач включает в себя типы и виды задач, основанием выделения которых являются признаки: характер опасной ситуации (потенциальная, информационная, имитационная и т.д.); факторы риска, к которым готовит задача; содержание ценностей, которым угрожает фактор риска; кому угрожает опасный фактор; используемые факторы защиты; способы обеспечения безопасности; средства обеспечения безопасности; наличие в задаче элементов
контркультуры деструктивности; наличие ограничений во времени;
полнота и достоверность информации об опасности; наличие в задаче
неожиданных сложностей и т. д. Таким образом, задачи являются основной формой реализации целей, содержания и средств воспитания культуры безопасности студентов. В связи с этим сформулируем основные выводы о свойствах системы задач, эффективно способствующей воспитанию культуры безопасности студентов.
Для задач, позитивно влияющих на готовность студентов к безопасной жизнедеятельности, в составе которых присутствуют элементы культуры безопасности, характерны следующие признаки:
Культура безопасности выступает в качестве предмета, средства или способа деятельности по профилактике, преодолению вредных и опасных факторов (в том числе в информационных, игровых и реальных опасных ситуациях).
Положительный опыт успешного применения культуры безопасности студентами в учебном процессе.
Позитивное отношение студентов к усваиваемым формам безопасной жизнедеятельности, используемым в учебном процессе ценностям культуры безопасности.
Педагогическим задачам, позитивно влияющим на готовность студентов к безопасной жизнедеятельности, в составе которых присутствуют элементы контркультуры, присущи следующие признаки:
Контркультура выступает предметом критического анализа студентов с применением психологических, медицинских, физических, биологических, лингвистических, экономических и иных научных знаний, позволяющих вскрыть истоки, сущность, структуру, механизм и последствия, способы профилактики влияния на человека и общество.
Отрицательное отношение студентов к деструктивным ценностям, формам поведения, обсуждаемым фрагментам контркультуры.
Позитивное отношение студентов к формам безопасной жизнедеятельности, ценностям культуры безопасности, которые альтернативны контркультуре, включенной в задачу.
Формированию положительного отношения студентов к культуре безопасности способствуют следующие характеристики методической структуры педагогических задач:
Организация деятельности студентов по присвоению культуры безопасности авторитетным для студентов педагогом.
Демонстрация образцов культуры безопасности человеком (преподавателем, приглашенным специалистом, героем кинофильма и т.д.), у которого такая культура сформирована на высоком уровне, который имеет необычно высокие результаты в данной области, изобретения, открытия, рекорды и т.д.
Оформление фрагмента культуры в виде процесса и результата деятельности популярного для студентов человека (ученого, писателя, певца, поэта и т. ............