1.Определения языка в теоретическом языкознании,
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности устройства и развития языка. Определения бывают:
1.Функциональные (с точки зрения функций) Язык -основное средство общения и передачи информации,
2.Ролевые (связанные с участниками общения, индивидом, коллективом)
Язык существует как общее коллективное знание, которое разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный одному человеку),
3.Таксономическое (таксономия - набор элементов) Язык – набор единиц и правила их употребления, соединения.
4.Семиотическое (семиотика - наука о знаках и знаковых системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет знаковую природу).
5.Субстанциональное Проблема соотношения в языке идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию (письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение.
6.Системно-структурное. Язык – это система, он имеет структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц.
7.в информационных системах Язык - код, система задания соответствия.
8.Когнитивное направление Язык является основным средством
а)формирования б)обработки в)хранения г)передачи знаний
2. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики.
Задачи. - передавать смысл и значение, знаков, установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности.
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е изучает человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение употребления конкретного языка) 2.общее (все языки). Общее: все языки имеют закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения -универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические -справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2. внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления). Основные направления
1. изучение состава языка
2. сравнительно-историческое яз-е
3. история языка
4. состав и структура языка
5. употребления я-я в различных ситуациях
6. прикладное языкознание
3. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке,
1. биологическое и социальное Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено., каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. ............