Часть полного текста документа:Задачи, пути и средства совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов на современном этапе Ю.П.Вавилов Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии. В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. Личность, как известно, формируется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителя таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность "порождает" (А.Н.Леонтьев) [10] необходимые профессионально-личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда. Создается единая цепь из двух звеньев: "от деятельности - к личности" и "от личности - к деятельности". Чтобы она не рвалась, необходимо обеспечить единство деятельностного и личностного подходов в профессиональном обучении. А для того, чтобы реализовать оба подхода полностью, нужна системность. Только целостная современная система профессионального обучения решит проблему подготовки учительских кадров на требуемом качественном уровне, потому что именно системный принцип дает возможность сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности [15], [16] и достичь взаимодействия личности и деятельности. Не рассматривая всех аспектов проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя младших школьников, автор статьи уделяет основное внимание тому, как и за счет каких резервов можно поднять уровень профессионального обучения будущих учителей начальных классов в педвузе. Поиск решений ведется, главным образом, в области приложения научных рекомендаций к практике вузовского обучения, применения достижений педагогов-новаторов, анализа собственного преподавательского опыта и результатов исследований, проведенных на педфаке ЯГПУ имени К.Д.Ушинского. Функции и структура педагогической деятельности, ее требования к личности учителя начальных классов Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимали узко как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы. Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. ............ |