Малков П.Ю.
Одно из самых таинственных событий, описываемых в христианской Книге Книг — Библии — грехопадение человека. Этот сюжет во все времена ставил перед читателями многочисленные вопросы. И вот один из них: что это за загадочное «древо познания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свой первый дом — Эдем, или Рай, потерял прежнее благодатное «соседство» с Богом, «запросто» ходившим неподалеку от Адама и Евы по Райскому саду?
Известно, что описанное в библейской книге Бытия древо познания добра и зла — то самое, что привело Адама и Еву ко грехопадению, — как и всякое другое растение, насадил в Эдемском саду Сам Господь. Как повествует Библия, «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (книга Бытия 2:9). Но это если действительно так, то зачем же Бог приготовил для человека подобную «провокацию», подтолкнувшую первых людей ко греху? Зачем Он произрастил такое растение, которое оказалось ядовитым для человеческой души? Совместимо ли все это с утверждениями о том, что Бог — милосерден и любвеобилен по отношению к Своим творениям? Ведь Бог никак не может хотеть зла для человека, а наоборот, должен стремиться оградить людей от всякой опасности. Но в то же время мы ясно видим из библейского рассказа, что Он готовит для Адама и Евы как бы некую смертоносную «приманку». Правда, сотворив «древо познания», Бог сразу же предупреждает человека об исходящей от этого растения угрозе: «и заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (книга Бытия 2:15-17). И все же недоумение остается: зачем Ему вообще было нужно творить это «опасное» древо?
Итак, перед нами возникает целый ряд вопросов. И первый из них — было ли это дерево по своей природе плохим, злым? Ответ здесь дает сама Библия, утверждающая, что абсолютно все сотворенное Богом было «хорошо весьма» (книга Бытия 1:31)? О том же свидетельствуют и древние церковные писатели-богословы — Святые Отцы. Например, живший во II веке святитель Феофил Антиохийский пишет об этом так: «прекрасно было само по себе древо познания, прекрасен был и его плод». Другой же древний христианский писатель — святитель Григорий Богослов (IV в.) — говорит: «древо Познания было насаждено… не злонамеренно, и запрещено не по зависти; напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно».
Но если это действительно так, то почему же тогда вкушение Адамом и Евой плодов этого древа оказалось греховным и даже смертельным?
Прежде чем ответить на этот вопрос и изложить учение Церкви о древе познания, следует заметить: не нужно думать, что толкуя, разъясняя некоторые из сторон православного вероучения, все церковные писатели лишь механически повторяют друг за другом те или иные мысли и утверждения. У древних Святых Отцов порой можно найти и отдельные расхождения во мнениях. Однако все Отцы оказываются согласны в главном — в том, без чего православие перестало бы быть православием. Именно поэтому и в вопросе о древе познания добра и зла святоотеческие суждения всегда согласны в важнейшем, основном, хотя иногда и различаются в частностях. Так, все Святые Отцы утверждают, что само по себе это древо не было плохим, ядовитым, губительным для человека, пожелавшего вкусить от его плодов. ............