Часть полного текста документа:Закон безусловной условности знания Копылов Михаил Юрьевич Говоря об относительной и абсолютной истине, философы почти всегда имели в виду соответственно условную и безусловную истину. Относительная истина - это лишь частный случай условной истины - именно это обстоятельство, по-видимому, и породило вышеуказанную путаницу. Так, из физики известно, что знание о скорости любого физического тела есть относительное знание, так как скорость любого тела может быть определена только относительно некоторой системы отсчета, которая обычно связывается с каким-то другим телом. Указание на систему отсчета, в которой определена скорость данного тела - это и есть условие знания о скорости. Но человек устроен так, что он склонен это условие (при некоторых условиях) забывать, а часто даже и считать его отсутствующим. Возьмем, к примеру, давний спор о том, вращается ли Солнце вокруг Земли (геоцентризм) или, наоборот, Земля вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм). Казалось бы, еще со времен Коперника в этом споре поставлена большая-пребольшая точка (то есть получено долгожданное абсолютное знание), но вот вдруг и в наше время находятся возмутители спокойствия, заявляющие, что признание этого факта (единичного знания) абсолютным противоречит постулату об относительности определения скорости. Простой человек, не обремененный знанием физики, просыпаясь рано утром и засыпая поздно вечером, а между делом наблюдая за движением Солнца по небосводу, не имеет и тени сомнения в том, что Солнце вращается вокруг Земли. Но вот находятся ученые дяди, которые с жаром начинают ему доказывать: не верь глазам своим, на самом деле все наоборот - Земля вращается вокруг Солнца. Как их рассудить, кто прав? Правы оба, потому что простой человек говорит о суточном вращении Земли вокруг собственной оси и наблюдает это, находясь на Земле и глядя на Солнце, а ученые дяди говорят о годовом вращении Земли относительно Солнца, о котором невозможно говорить, не вообразив себя находящимися на Солнце. Итак, рассмотренный выше пример является одной из иллюстраций условности знания. Физики даже отважились на создание теории относительности (даже двух теорий - специальной и общей). В результате получилась еще одна иллюстрация условности знания, но теперь уже не в области фактов, а в области моделей - релятивистская механика, которая указала на условие истинности классической механики - скорость тел много меньше скорости света. Условие истинности модели впоследствии, с легкой руки Т.Куна, было названо заимствованным из лингвистики, и в ней обозначающим совершенно другое, словом "парадигма". Но с того времени никем и нигде не было указано на весьма важную особенность парадигмы - то, что до момента своего обнаружения она воспроизводится не осознанно (так как до этого момента неизвестно, в чем она заключается), а за счет традициональных, инструментальных или другого рода ограничений в предметно-практической деятельности людей. Итак, следуя терминологии Т.Куна, его основной результат формулируется так: научное знание парадигмально, а по-простому - условно. Почему Т.Кун не отважился провозгласить, что всякое знание условно (закон условности всякого знания)? Наверно, он интуитивно ощущал какой-то подвох в этой формулировке. Мы же укажем на него не интутивно, а прямо: если всякое знание условно, то и знание о том, что всякое знание условно, тоже условно. ............ |