Законодательное обеспечение в украине государственного строительства в социально-культурной (духовной) сфере
Социально-культурная (духовная) деятельность Украинского государства - сложная и многогранная сфера общественной жизни. Поэтому совершенно справедливо к основным функциям государственного управления социально-культурной (духовной) сферой относят организацию профессиональной подготовки кадров для отраслей хозяйства, заботу о подрастающем поколении; сохранение и приумножение культурного достояния; организацию отдыха, досуга населения; создание благоприятных условий для занятия наукой, туризмом, спортом и т.п.
По прошествии более 15 лет независимости Украинское государство имеет определенные достижения в социально-культурной (духовной) сфере: переход на новую структуру, срок и содержание обучения, содействие развитию одаренной молодежи, определение приоритетных направлений развития отечественной науки, возрождение культуры и искусства, туризма.
Характерной особенностью социально-культурной сферы является то, что она связана не только с материальными ценностями, но и в значительной степени с духовными потребностями граждан. Законодательство в этой сфере призвано обеспечить эстетическое и моральное воспитания человека, его обучение, удовлетворение социально-культурных потребностей.
Важным средством проведения государственной политики в сфере социально-культурного (духовного) строительства является законодательство. По предмету и направленности правового регулирования законодательство в этой сфере подразделяется на отдельные подотрасли: законодательство об образовании, науке, культуре, туризме. Развитию и усовершенствованию законодательства, регулирующего многогранные общественные отношения в этой сфере, в современных условиях отводится значительное внимание.
законодательство украина социальный культурный
Правовое регулирование в социально-культурной сфере направлено на закрепление основных начал, принципов организации и деятельности органов государства (Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров); усовершенствование системы органов управления (центральных и местных); оптимальное распределение компетенции между субъектами (органами общей и отраслевой компетенции, между их разными звеньями, органами местного самоуправления); улучшения процедурной работы аппарата управления, порядка осуществления возложенных на него задач и функций.
В Концепции развития законодательства Украины, разработанной Институтом государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины предусмотрено, в частности, что развитие законодательства должно осуществляться относительно: а) традиционных отраслей и институтов права; б) сфер общественной деятельности, которые охватываются комплексными отраслями законодательства; в) основных направлений деятельности (функций) государства [1]. Исходя из этого должно совершенствоваться и развиваться законодательство, в частности, в отдельных сферах духовной жизни общества - образования, науке, культуре, языке, религии, издательском, библиотечном, музейном, архивном деле, охране памятников истории и культуры и т.д.
Несмотря на социально-правовую значимость, проблема совершенствования нормативно-правовой базы социально-культурного строительства в Украине не получила еще должного внимания в исследованиях ученых-юристов. ............