Содержание Вступление 1 Закономерности развития науки Процессы дифференциации и интеграции научного знания Научная революция как закономерность развития науки 2 Философское изучение науки как социальной системы Особенности многоуровневой сущности науки Анализ науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности 3 Структура науки в контексте философского анализа Необходимость определения логической структуры науки Элементы логической структуры науки Выводы Список использованной литературы
Вступление Увеличение роли науки в обществе, рост её социального престижа ставит высокие требования к знаниям про науку. В современных условиях эти условия стремительно растут, стимулируя углубление исследований сферы науки в более полном объёме, в единстве всех её сторон. Такой анализ науки предусматривает обращение к её возникновению и развитию.
Предистория науки, появление научного знания уходит своими корнями в глубокое прошлое. Становление науки связано с такой ступенью развития человеческого общества, когда был накоплен определённый минимум научных знаний и совершалась передача их в разных видах практической деятельности.
Практически знанием сначала была математика, теоретическим основам которой предшествовали требования практической деятельности. поэтому исторически первым способом организации математического знания была так называемая практическая математика, которая возникает в древнем Египте и Месопотамии.
Рассматривая науку как деятельность с производством знаний, можно выявить критерии её периодизации, которая должна выражать функции этого производства, причём функции социально ориентированные. Возникает вопрос: какой социальной целью производятся научные знания? Должны ли они принимать участие в технологическом преобразовании природы или в «производстве самого человека», в развитии его духовного мира? Эти виды производства благоприятствуют взаимному прогрессу; научные знания используются по-разному в разные исторические эпохи развития общества.
Рассматривая такие вопросы, необходимо определить основную целевую ориентацию науки в обществе, так как только она может служить настоящим критерием её периодизации. Соответственно к этому критерию в историческом генезисе науки можно выделить три основные периода.
1. Преимущественно личностно – мировоззренческая ориентация науки: от её возникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления про мир и место в нём человека.
2. Преимущественно технологическая, материально производственная ориентация науки: начиная с XVII ст. и до современности. Техническая ориентация науки была по результатам революционной как для техники, так и для самой науки. Техника становится «определённой силой знания» и всё больше зависит от успехов научных исследований. Наука становится фактором производственного процесса, который в свою очередь становится сферой её применения. В этом аспекте и выражается сущность новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа её развития.
3. Ориентация на развитие интеллектуального творческого потенциала личности (современный этап). ............