Часть полного текста документа:Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся. Работа выполнена на материале курса физики 7-го класса О.А. Злётова, П.В. Скулов Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес. Мотивацией учебной деятельности и её воспитанием у школьников занимались такие известные психологи, как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. Такие педагоги и деятели, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов, Г.И. Щукина, отводили ведущее место в учебном процессе именно мотивам учения. В наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как В.Н. Липник, В.А. Филипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина. Разработкой нетрадиционных, оригинальных уроков занимались: С.А. Тихомирова, В.И. Елькин, И.Я. Ланина и другие. Наиболее известные авторы физики, как Я.И. Перельман, М.И.Блудов, Л.Я. Гальперштейн, предлагают использовать замысловатый материал книг для самостоятельного изучения, для самообразования школьников. Анализ дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок, позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован, по различным источникам. Поэтому мы попытались подобрать и объединить все уже имеющиеся в литературе занимательные материалы и разработать дополнительные элементы занимательности, как систему средств мотивации учебной деятельности учащихся в процессе изучения темы 7-го класса .(цель) Мы исследовали пути и способы мотивации учебной деятельности учащихся посредствам занимательности, в процессе изучения вышеуказанной темы. В центре нашего внимания были занимательные материалы: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, физика в художественной литературе, игры, используемые при изучении темы . Можно предположить, что материалы исследовательской работы будут способствовать формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся. Новизной исследования является использование различных занимательных материалов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения темы , а также разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по теме, не встречающихся в другой литературе. Нами составлен ряд задач, которые в шутку были названы . ............ |