Часть полного текста документа:Зарождение основ художественной культуры Древней Греции Архимандрит Зинченко С. А. Закончился период крито-микенской Греции, эпохи блестящей дворцовой культуры. К концу XIII-XII вв. до Р.Х. всё завершилось серией загадочных катастроф, в результате которых были разрушены и покинуты все главные жизненные центры микенской Греции. Зона разрушений охватила практически все наиболее богатые и процветающие области микенского мира1. При этом распад микенской Греции сопровождался ощутимым снижением жизненного уровня всего населения страны, резким падением культурных стандартов, "об этом ... свидетельствуют такие важные симптомы упадка, как бесследное исчезновение линейного слогового письма, нивелировка жилищ и погребений, снижение уровня технического профессионализма в ремесленном производстве, постепенная деградация, а затем и полное отмирание основных видов и жанров микенского искусства..."2. Итогом загадочных бедствий и катастроф, постигших микенскую Грецию в XIII-XII вв. до Р.Х. "... по-видимому, может считаться глубокая депрессия, охватившая её основные районы..."3. Как отмечает Ю.В. Андреев, "история эгейского культурного сообщества завершилась очередным тупиком, откатом назад и длительным перерывом в процессе культурного развития региона. Уже по этой своей причине цивилизация классической Греции никак не может быть признана прямой наследницей микенской цивилизации и новой более высокой фазой в процессе её поступательного движения..."4. Классическая греческая цивилизация стала создаваться практически заново лишь в VIII в. до Р.Х. При этом она, безусловно, могла вобрать в себя отдельные элементы микенской культуры, пережившие полосу упадка и застоя, "но это были лишь "осколки разбитого вдребезги", т.е. разрозненные, случайно уцелевшие фрагменты того, что было когда-то большим и сложным культурным комплексом, одиночные реликты давно изжившей себя культурной традиции"5. Классическую Грецию отделяет от Греции микенской три с половиной или даже четыре столетия т.н. "микенского регресса" или "тёмных веков"6. Также этот период называют "геометрическим стилем". По мнению Б.Р. Виппера, "название это появилось в 1870 году, когда на Афинском акрополе близ Афин были найдены глиняные сосуды, декорацию которых составляли геометрические мотивы, точно сконструированные с помощью циркуля и линейки"7. Анализ причин и этапов формирования греческой художественной культуры крайне необходим, т.к. без знания и понимания этих этапов невозможно понять генезис и своеобразие искусства Древней Греции. К сожалению, этот период не богат на памятники, поэтому данный анализ потребует, прежде всего, обращения к материалам археологии и их интерпретации в исторической литературе. На сегодняшний день этот вопрос продолжает оставаться достаточно дискуссионным как в мировой, так и в отечественной науке. Наиболее подробно и полно интересующая нас проблема изложена в труде известного исследователя Ю.В. Андреева "От Евразии к Европе", в связи с этим рассмотрение и причин сложения, и первых шагов становления греческой художественной культуры будет связано с постоянным обращением к этой работе. В течение XI-IX вв. до Р.Х. на территории Греции практически не обнаруживается никаких признаков существования государства, классового деления общества, письменности, монументальной архитектуры, профессионального искусства, т.к. ............ |