Часть полного текста документа:Защита интересов работников при банкротстве предприятия 1. Содержание понятий и международный опыт Правоведами отмечено, что в иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед исследователями различных отраслей права, включая трудовое, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата. Данная проблема особенно актуальна в условиях реформирования трудового законодательства и развития права о предпринимательстве. Понятие социальное партнерство было введено в нормативную лексику с момента подписания Указа Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г. N 212 (Cм.: Ведомости народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 890.). Оно используется федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях" (См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 455.) (ст.13, 21), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Cт. 148.) (ст.15) и другими нормативными актами. К числу последних можно отнести, например, акты, в которых были закреплены положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утверждено Указом Президента Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 21 января 1997 г. N 29 (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 4. Ст. 521.)); порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден постановлением правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и порядке ротации представителей федеральных органов государственной власти в этой комиссии" от 30 апреля 1997 г. N 518) (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Cт. 4558.), а также утверждена Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. (Указанная Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222 (см.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Cт. 1173).) Однако законодатель до сих пор не ввел в указанные законы соответствующую дефиницию. То же самое можно сказать и о понятиях "работник", "социально-трудовые отношения", "условия труда" и др. В данном случае, говоря о термине работник, имеется в виду отсутствие дефиниции в трудовом законодательстве. В то же время следует отметить наличие широкого толкования понятия "работник" в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку международная практика использует общий термин "трудящиеся". Поясним тезис о необходимости переосмысливания не очень удачного раскрытия понятия "работник", закрепленного в указанном законодательном акте. К работникам кроме физических лиц, выполняющим трудовые функции на основании трудового договора (контракта), отнесены лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью (чьи отношения с нанимателем регулируются гражданским законодательством) и обучающиеся в образовательных учреждениях (для данной категории действует административное законодательство). Бесспорно то, что трудовое законодательство и смежные отрасли права должны стыковаться между собой и содержать безупречные дефиниции - единые, сквозные, охватывающие социальные реальности и адекватные рыночным отношениям. ............ |