Яна Огаркова
Накануне туристического сезона представители научного сообщества решили дать пресс-конференцию, посвященную проблемам острова Ольхон, в основном связанными с увеличением туристического потока на остров.
Остров Ольхон стремительно теряет свою первозданную красоту под натиском туристов. Прибайкальский национальный парк и специалисты-биологи бьют тревогу. Уникальная природа острова оказалась под угрозой, которая возрастает год от года пропорционально росту туристического потока. Разрушается ландшафт острова, уничтожаются места обитания редчайших видов растений и животных.
«Ольхон как обнажившийся нерв Байкала. Здесь на небольшой территории сконцентрировались и наиболее очевидны проблемы, характерные для всего побережья: мусор, браконьерство, застройка, разрушение почвы, вырубка деревьев, сокращение численности редких видов. Причем, все эти явления ярко проявили себя именно в последние 5 - 7 лет», - говорит Валентин Рябцев, орнитолог, заместитель директора Прибайкальского национального парка.
- Десять лет назад на озере Шара-Нур гнездился редкий, красивый вид уток – огарь; его численность была более сотни птиц. Последние два года огарь перестал здесь гнездиться, встречается только как залетная птица. Очень высок фактор беспокойства. С острова исчезли мустанги - дикие лошади, численность которых 30 лет назад была свыше 200 особей. Еще 20 лет назад на острове гнездилось 9 пар орлов, эта была самая крупная концентрация этих грациозных птиц в Азии. Теперь, боюсь, не осталось ни одной пары. На острове гнездился сокол–балобан, теперь исчез. Обычный в прошлом вид неядовитой змеи, узорчатый полоз, тоже стал редким».
Наиболее уязвимыми оказались земли госземзапаса, не входящие в состав национального парка, а также земли сельхозназначения, на которые заповедный режим не распространяется. К сожалению, к сельхозземлям относятся практически все ольхонские степи, наиболее привлекательная и одновременно ранимая часть острова.
«На Ольхоне нужно оставить только конные и пешие маршруты, запретить передвижение на частном автотранспорте, чтобы остановить разрушение уникальных ботанических комплексов, так как на острове произрастает 41 вид эндемических и редких растений, причем 27 из них растут в степной части острова или на песках, – считает Любовь Касьянова, ботаник из СИФИБРа. - Последние годы я наблюдаю, как разрушаются ботанические сообщества Нюрганской бухты. Здесь размещаются летние лагеря и дикие туристы. Бухта заполнена эоловыми движущимися песками. На границе леса песчаный вал достигает 8 метров. Это редкий природный процесс: здесь происходит движения песков со дна озера, сдерживаемое растениями. Но растения исчезают вследствие антропогенной нагрузки. Особенно тимьян байкальский (чабрец или богородская трава в народе). Его обрывают нещадно как ценное лекарственное растение, а ведь один куст тимьяна растет 80-100 лет. Это целая подушка ветвей, которые как раз сдерживают песок. Исчезают и другие растения, растущие на песках, к примеру, вздутоплодник сибирский, хамеродос крупноцветковый, остролодочник сибирский. Популяция последнего сильно пострадала в результате строительства ЛЭП рядом с поселком Хужир. Известны всего несколько мест его обитания на Ольхоне, и в связи с этим одно из них практически полностью исчезло. ............