Часть полного текста документа:Збручский идол - путеводитель по славянской Вселенной А.В. Журавлев В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Какой-то правоверный варвар нарисовал на нем крест белой краской. И стоит древний бог, молчаливо взывая к памяти и справедливости, неподалеку от сияющей белым мрамором Равноапостольной Ольги. Так называемый Збручский идол Святовита - наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. В данной статье предлагается еще одна возможная трактовка этого изваяния, основанная на приложении к нему сведений, почерпнутых из дохристианских календарных обрядов славян, и сопоставлении их с мифологией других индоевропейских народов. Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. В нижнем ярусе отображена Навь - нижний мир, оставивший свое имя в русском языке: навьяк - мертвец. В украинском языке навиженый - одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь не царство зла - это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно. Изображенную там фигуру принято считать Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили на идоле другого бога - это неуважение к обоим. Вероятнее всего, что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья - Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного изображения на одной из граней, что будет обосновано ниже. В среднем ярусе отображен мир людей - Явь, богато представленый в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь - мир небесных богов ( править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире. Невозможно согласиться с тем, что на идоле избражено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком. Существуют и четырехликие Брама и Варуна, идущие из далекого индоевропейского прошлого, откуда пришел и Святовит. Наличие солярного знака на идоле, его четырехликость и ориентированность по сторонам света дают возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание, приобрели характер мистерий. ............ |