Часть полного текста документа:Земля как ценность в русских пословицах Реутов Е.В. В традиционной системе ценностей русского этноса земля, насколько можно судить по фольклорным текстам, всегда занимала значительное место. В некоторой степени это, по-видимому, связано со свойственной российскому социуму архаичностью , консервировавшей мифологическую основу общественного сознания. Для последней была характерна принципиальная структурированность мироздания, в котором земля олицетворяла материальное, жизненное начало. Так, в заговоре, записанном в ХIХ в. в Нижегородской губернии, земля представляется всеобщей матерью - всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: "Гой еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, Всех еси нас породила" [1]. Но в немалой степени сакрализация земли обусловливалась также тем обстоятельством, что земля являлась основой хозяйствования и, следовательно, образа жизни традиционного российского общества. Земледельческий народ, к тому же обладающий примитивными аграрными технологиями, не может относиться к земле только как к территории. Для него ценны ее потенции - способности рождать и поддерживать жизнь. Несмотря на консервативность, ментальность русских, естественно, подвержена трансформациям. С развитием аграрных технологий и товарного сельскохозяйственного производства отношение к земле меняется - на первый план выходит такой ее аспект как средство производства. Плодородие и урожайность связываются не с магическими обрядами, а с капиталовложениями. Отметим, однако, что подобное отношение к земле (свойственное для индустриальных обществ с развитым институтом собственности, в том числе на землю) не успело сформироваться в России. Общинное владение, затем общенародная собственность на землю и статус государства как высшего распорядителя ею консервировали внеиндивидуальный характер связи "земля - человек", постепенно переросший в отчуждение. Нынешняя аграрная реформа, вяло развивающаяся с начала 1990-х годов, вновь поставила вопрос об оптимальных формах землепользования и собственности на землю. Сторонники развития института частной собственности на земли сельхозназначения руководствуются в своих доводах критериями экономической эффективности (возможностью залога участка и, следовательно, развития института кредитования, расширения производства эффективно хозяйствующими субъектами и т.д.). Противники делают прогнозы о формировании латифундий, находящихся в руках нуворишей, и апеллируют к русской общинности с ее неприятием частной земельной собственности. Признавая, что коллективное владение и даже пользование землей, как, впрочем, и отчуждение от нее - действительно факт российской истории, оказавший серьезнейшее влияние на формирование духовно-ценностной системы народа, следует, однако, заметить, что во многом этот феномен не являлся универсальным во временном и пространственном отношениях и "навязывался" общественному сознанию определенными политико-экономическими обстоятельствами. Еще В.О. Ключевский указывал на то, что "в сельских обществах XVI в. нельзя найти общинного владения землей с обязательным порядком ее распределения, а им было предоставлено лишь распоряжение крестьянской землей, насколько то требовалось для облегчения им исправного платежа податей. ............ |