Часть полного текста документа:Земские соборы Б. Курц Название. Земские соборы Приблизительно с половины XVI века в течение более столетия мы видим в Московском государстве учреждение, которое в исторических памятниках того времени называется "советом всея земли", "всею землею", "общим вся Руси градов людским советом", "вса земля людьми" или просто "собором". В науке же это учреждение принято называть "земским собором". Происхождение соборов. Одни ученые склонны видеть начало земских соборов в вечах, другие - в княжеских съездах, в совещаниях князя с думой, с духовными властями и "градскими людьми", в церковных соборах или в городских мирах. Действительно, возникновение земских соборов было связано с перечисленными явлениями русской жизни, но только по идее, и говорить об органической связи с одним из этих явлений едва ли возможно. К непосредственному появлению земских соборов могло послужить какое-нибудь явление русской истории, может быть, съезды служилых в Москву. Во всяком случае, земские соборы выработались самой жизнью, а не явились неожиданно, по воле одного лица, потому что в таком случай современные им памятники не замедлили бы отметить это нововведение, чего, в самом деле, мы не видим. На образование земских соборов наибольшее влияние, очевидно, оказали церковные соборы, издавна сложившиеся и действовавшие в России. Идеи о соборе. Взгляды современников не могли также не оказать сильного влияния на образование и историю земских соборов. "Беседа преп. Серия и Германа, валаамских чудотворцев", относящаяся ко времени после половины XVI в., настаивает на том, что царь должен управлять государством "с князи и с бояры и с прочими миряны", и "подабает с миром во всем ведати царю самому, со властьми своими, а не с иноки". По мысли "Иного сказания", составленного после "Беседы...", вероятно, во время опричины, духовенство должно благословить царей на созвание "единомысленного вселенского совета ... от всех градов своих и уездов градов тех", царь должен этот совет "беспрестанно держати погодно при cобя, и собя ото всяких людей и на всяк день их добра распросити царю самому о всегоднем посту и о каянии миpa сего и про всякое дело мира сего". Курбский, переписываясь с Грозным, утверждал, что царю необходимо иметь при себе "совет всенародных человек". К сожалению, эти свидетельства сохранились от довольно позднего времени, от середины XVI в., но, несомненно, что подобные воззрения существовали в умах людей даже раньше XVI в. Эти идеи есть не что иное, как видоизменения тех взглядов дружинников древней Руси, по которым князь был обязан совещаться со своими воинами. Объединение Москвы, увеличение войск и изменение в их организации и в управлении государством - все это естественно повело к развитию этих взглядов древней Руси в те формы, с которыми мы встречаемся с половины XVI в. Соборы в XVI в. Итак, как фактическое содержание русской жизни, так и идейные взгляды наших предков послужили вполне благоприятной почвой тому учреждению, которое совершенно ясно вырисовывается пред нашими взорами после половины XVI столетия. Едва ли будет ошибкой, если мы будем считать одним из прецедентов земских соборов собрание 1471 г., когда Иван III послал "по вся епископы земли своея и по князи и по бояря свои и по воеводы, и по вся воя свои", а когда они собрались, то все они, "мысливше... ............ |