Часть полного текста документа:Жан Батист Мольер. Школа жен Пьесу предваряет посвящение Генриетте Английской, супруге брата короля, официального покровителя труппы. Авторское предисловие извещает читателей о том, что ответы осудившим пьесу содержатся в "Критике" (имеется в виду комедия в одном действии "Критика "Школы жен"", 1663 г.). Два старинных приятеля - Кризальд и Арнольф - обсуждают намерение последнего жениться. Кризальд напоминает, что Арнольф всегда смеялся над незадачливыми мужьями, уверяя, что рога - удел всякого мужа: "...никто, велик он или мал, / От вашей критики спасения не знал". Поэтому любой намек на верность будущей жены Арнольфа вызовет град насмешек. Арнольф уверяет друга, что ему "известно, как рога сажают нам бабенки" и потому "заблаговременно я все расчел, мой друг". Наслаждаясь собственным красноречием и проницательностью, Арнольф произносит страстную речь, характеризуя непригодность к браку женщин слишком умных, глупых или неумеренных щеголих. Чтобы избежать ошибок других мужчин, он не только выбрал в жены девушку "чтобы ни в знатности породы, ни в именье / Нельзя ей было взять над мужем предпочтенье", но и воспитал её с самого детства в монастыре, забрав "обузу" у бедной крестьянки. Строгость принесла свои плоды, и его воспитанница столь невинна, что однажды спросила, "точно ли детей родят из уха?" Кризальд слушал так внимательно, что не заметил, как назвал своего давнего знакомца привычным именем - Арнольф, хотя и был предупрежден, что тот принял новое - Ла Суш - по своему поместью (игра слов - la Souche - пень, дуралей). Заверив Арнольфа, что впредь не допустит ошибки, Кризальд уходит. Каждый из собеседников уверен, что другой ведет себя несомненно странно, если не безумно. Арнольф с большим трудом попал в свой дом, так как слуги - Жоржетта и Ален - долго не отпирали, поддались только на угрозы и не слишком почтительно разговаривали с господином, весьма туманно объяснив причину своей медлительности. Приходит Агнеса с работой в руках. Ее вид умиляет Арнольфа, так как "любить меня, молиться, прясть и шить" - и есть тот идеал жены, о котором он рассказывал другу. Он обещает Агнесе поговорить через часок о важных вещах и отправляет её домой. Оставшись один, он продолжает восхищаться своим удачным выбором и превосходством невинности над всеми другими женскими добродетелями. Его размышления прерывает молодой человек по имени Орас, сын его давнишнего друга Оранта. Юноша сообщает, что в ближайшее время из Америки приедет Энрик, который вместе с отцом Ораса намеревается осуществить важный план, о котором пока ничего не известно. Орас решается одолжить у старого друга семьи денег, так как он увлекся девушкой, живущей поблизости, и хотел бы "до конца довесть скорее приключенье". При этом он, к ужасу Арнольфа, показал на домик, в котором живет Агнеса, оберегая которую от дурного влияния, новоявленный Ла Суш поселил отдельно. Орас без утайки рассказал другу семьи о своих чувствах, вполне взаимных, к прелестной и скромной красавице Агнесе, находящейся на попечении богатого и недалекого человека с нелепой фамилией. Арнольф спешит домой, решив про себя, что ни за что не уступит девушку молодому щеголю и сумеет воспользоваться тем, что Орас не знает его нового имени и потому с легкостью доверяет свою сердечную тайну человеку, с которым уже давно не виделся. ............ |