А). Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции, оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половины XX в. А вся история автомобильного транспорта умещается в рамки одного XX в., в течение которого он пережил, образно говоря, и свою «древность», и «средние века», и «новое», и «новейшее» время. В наши дни он играет особенно большую роль в системе коммуникаций и городов, и районов, и стран, да и целых регионов. Хотя автомобильный транспорт обслуживает в первую очередь национальные перевозки, растет и его участие в международных перевозках грузов и пассажиров – как самостоятельно, так и в кооперации с другими видами транспорта. Отсюда его влияние не только на национальное, но и на мировое хозяйство.
Б). Специалисты считают, что железнодорожный и автомобильный транспорт нашли определенную нишу, в рамках которой он может получить новые стимулы развития. Но и перспективы нового крупного железнодорожного строительства, особенно в Евразии, ныне также оцениваются более высоко.
В). Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1, 2 млн км. Они сыграли исключительную роль в формировании международного географического разделения труда в пределах отдельных стран и континентов, а соответственно и в становлении мирового хозяйства.
За этими общемировыми тенденциями скрываются существенные географические различия, которые отражают различия между региональными транспортными системами и выражаются и в показателях железнодорожной сети, и в показателях работы транспорта.
При относительной стабильности протяженности железнодорожной сети мира в целом в одних странах и регионах она сокращается, а в других, напротив, растет.
Наибольшую длину имеют железные дороги в США (227 тыс. км), России (87 тыс.), Китае (72 тыс.), Индии (63 тыс.) и Австралии (54 тыс.). Наиболее высокая плотность железных дорог (длина железнодорожных путей на 100 или 1000 кв. км) в Бельгии — 100 км/100 кв. км. В ряде развитых стран — Японии, Франции, Италии, Германии, США — действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час.
По длине электрифицированных дорог первое место в мире занимает Россия, а по степени электрификации (доле электрифицированных дорог) — Швейцария, где электрифицировано почти 100% всех железных дорог. В ряде стран на железных дорогах широко используется тепловая тяга (тепловозы), поэтому процент электрифицированных дорог там ниже (Япония — 50%, Франция, Испания — 30%, США - 25%).
Ширина железнодорожной колеи в разных регионах может быть различной. В зарубежной Европе (за исключением Финляндии и бывших прибалтийских республик СССР) она составляет 1435 мм. ............