Часть полного текста документа:Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации Реферат выполнила студентка 12 гр.ФМЄ Каранфил В.Г Министерство образования науки Украины Одесский государственный экономический университет Кафедра: ГПУ Одеса ОГЭУ 2003 Необходимость концептуального анализа проблемы "женщина и исходные ценности западноевропейской цивилизации" связана с рядом взаимосвязанных факторов. Прежде всего западноевропейская цивилизация, пытающаяся глобализовать свои ценностно-мировоззренческие установки, экономоцентрична. Как отметил Р. Инглхарт, "экономический рост стал приравниваться к прогрессу, и в нем стали видеть признак преуспевающего общества" [I]. При этом человек "понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества как богатство преимущественно в экономическом смысле слова"Подобная ценностно-мировоззренческая парадигма, сформулированная мужчинами, привела к тому, что "иметь" стало означать "быть". С. Булгаков писал, что в XX веке человек стал "верить в богатство, верить даже больше, чем в человеческую личность" [2, с. 8]. Опасность подобной социокультурной парадигмы проистекает из того, что, по словам Б. Рассела, "обогащение, главный двигатель капиталистической системы, безусловно, - самый могучий человеческий мотив, более сильный, чем желание утолить голод" . И "сколько бы вы ни накапливали, вы всегда будете желать лучшего", так что "пресыщение подобно мечте, всегда от вас ускользающей", а "соперничество при этом проявляется с еще большей решимостью" . Приведенные положения принадлежат исследователям, представляющим различные социально-философские установки, обнажают ценностно-мировоззренческую интенцию западноевропейской цивилизации. В ней мир предстает как хозяйство, которым руководит экономический человек с целью самоутверждения на основе обогащения. Подобная логика характеризует мужскую модель цивилизации. Образ такого экономически ориентированного общества формируют мужчины, чей высокий социальный статус неоспорим в силу их определяющего влияния на производительность труда, которая характеризует уровень развития социума. При этом под производством главным образом понимается производство материальных благ. Именно роль мужчин в различных сферах экономики, особенно в промышленности, дает возможность отождествить благополучие общества с деятельностью мужчин. Мужчина выступает главным субъектом исторического процесса, тогда как женщине отводится роль объекта. Обладание объектом превращается в установку культуры, формируемой мужчинами. При этом обладание носит тотальный характер и не ограничивается сексуальной сферой. Как отметил известный немецкий социолог и философ Г. Зиммель, "культура человечества не является по своему чистому объективному содержанию чем-то как бы бесполым и вследствие своей объективности отнюдь не находится по ту сторону различия между мужчиной и женщиной. Напротив, наша объективная культура является - за исключением очень немногих областей - только мужской" . Это естественно, поскольку мужчины внесли наибольший вклад в создание промышленности и науки, технологии и искусства, торговли и государственных институтов. Подобное утверждение применимо и к вкладу мужчин в создание таких смыслообразующих культурных форм, как философские концепции и мировые религии. ............ |