Реферат
Женские образы в романе «Война и мир». Наташа Ростова и Марья Болконская – любимые героини Л. Толстого.
План.
I. Книга, которую нельзя забыть.
II. Женские образы в романе.
1. Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого:
а) именины двух Наталий в доме Ростовых: дочери и матери;
б) первый бал Наташи;
в) голос, зачаровавший всех;
г) Наташа – патриотка, воплощение любви, чуткая и стойкая.
2. Княжна Марья как нравственный идеал женщины для Л. Н. Толстого:
а) жизнь с отцом в Лысых;
б) сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской;
в) откровенный разговор с Пьером;
г) любовь к Николаю Ростову.
3. Семейная жизнь княжны Марьи и Наташи Ростовой.
4. Многогранный мир.
5. «Как это все просто и ясно».
III. Толстой о предназначении женщины.
«Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии – вся жизнь человеческая. А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира – глобус - шара. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии. «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде».
«Как это все просто и ясно», - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим женские образы, в которых автор выделяет их особое предназначение – быть женой и матерью.
Для Толстого мир семьи – основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.
Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.
Элен – это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.
Элен олицетворяет безнравственность и порочность. ............