Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Филологический факультет
Кафедра фольклора и древней литературы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Женский мир у Д.И. Фонвизина и Н.И. Новикова:
Аспекты комического
Студентки 6 курса
Соловьёвой Т.А.
Научный руководитель:
профессор, Соболева Л.С.
Екатеринбург 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности «комического» в эстетике эпохи Просвещения
§1. Способы воплощения «комического» в литературе
§2. Комический ракурс русской литературы XVIII века
Глава 2. Несовершенство женского мира в журналах Н.И. Новикова сквозь призму «комического»
§1. Просветительские взгляды Н.И. Новикова на роль журналистики. Полемика с Екатериной II о назначении сатиры
§2. Русская женщина в зеркале новиковской сатиры
Глава 3. Женские нравы и характеры в комедиях Д.И. Фонвизина
§1. Герои Д.И. Фонвизина перед вызовом просветительских идей
§2. Грани комического изображения женских образов в комедиях Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Типы женских образов изменялись с развитием литературы. В разных направлениях литературы женщины были различными, но так как литература развивалась, и углублялся психологизм – психологически женский образ, как и все образы, усложнялся и внутренний мир становился значительней. Если в средневековых романах идеальный женский образ – это благородная добродетельная красавица, то в реализме идеал усложняется, и значительную роль играет внутренний мир женщины.
Литература от внешнего изображения переходит к психологической глубине. Женский образ ярче всего проявляется в сюжетах, связанных с мотивами любви, ревности, страсти; и, чтобы ярче выразить женский идеал, автор часто ставит женщину в условия, когда она полностью проявляет свои чувства.
Чувства женщины определяют ее внутренний мир, и часто автор использует женщину в роли индикатора, то есть ее отношение к тому или иному герою воплощает отношение автора.
Женский идеал различался не только в разных литературных направлениях, он менялся и с наступлением новой исторической эпохи. Новые веяния и тенденции времени быстро проникают в искусство. Появляется мода на определенный женский типаж, и женщины стараются соответствовать ему.
Со временем меняется не только образ женщины, но меняется само отношение к женщине. Однако женщина в процессе эволюции не утратила свою женскую сущность и свое предназначение. Она по-прежнему выполняет функцию родительницы, является матерью, женой, сестрой, дочерью. Так почему же меняется отношение к женщине от эпохи к эпохе и от чего это зависит? Каким образом это находит образное воплощение в литературе?
В Средние века женщина занимала зависимое от мужчины положение в семье и обществе. В Новое время, начиная с XVIII в., ее социальная роль меняется, постепенно увеличивается влияние в социуме. Однако преобразовательные процессы в России протекали достаточно медленно: сама женщина и всё общество в целом оказались не готовы к столь разительным переменам в своем статусе.
Облик русской женщины XVIII в. ............