Содержание
1. Введение
2. Структура и экономическое состояние отрасли
3. Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
4. Стимулирование создания товариществ собственников жилья
5. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления
5.1 Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
5.2 Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
6. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
6.1 Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
6.2 Социальная защита населения
7. Вывод
8. Использованная литература
1. Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.
В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:
· Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
· Водоснабжение и водоотведение.
· Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
· Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
· информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
· Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
· Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
· Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство).
· Гостиничное хозяйство.
· Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
· Уличное освещение.
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связанны с региональной экономикой и рассматриваются как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения.
В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и другие отрасли.
К особенностям жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
· Сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг.
· Особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей.
· Сочетание коммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческих организаций.
· Отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).
· Многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности.
· Сочетание крупного (производство электроэнергии, водоканал) и малого бизнеса.
· Рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления.
· Особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
· Необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособности населения.
· Многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к жилищно-коммунальному хозяйству его развитие и совершенствование выступают как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий и развития культуры населения.[*]
2. ............