Творческая работа
Дубаков Сергей, 132 гр.
Древнегреческий драматург, "отец комедии" Аристофан (ок. 446 - ок. 385 гг. до н.э.) жил и создавал свои произведения во времена расцвета своего родного города Афин. Афины, вышедшие победителем из войны с Персией, заняли лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время в Афинах отмечается расцвет демократии, культуры, политической и социальной жизни города.
Однако не все было так гладко вр жизни Афин. K концу V века здесь начал назревать кризис рабовладельческой демократии. Hаиболее яркие проблемы, вызванные этим кризисом и поднимает в некоторых своих комедиях Аристофан.
Рассказ о жизни Афин времен Аристофана, по-моему, логичнее всего начать с государственного устройства. Три раза в месяц в Афинах созывалось народное собрание, которое решало основные насущные проблемы города, принимало законы. Участвовать в работе собрания могли все граждане - мужчины.
Hедаром Праксагора и ее "сообщницы" ("Женщины в народном собрании") смогли проникнуть туда, лишь переодевшись в мужскую одежду. В народном собрании могли обсуждаться вопросы совершенного разного плана - начиная со "спасения отечества" ("Ужасно, что пускают разговаривать к тому же о спасении отечества того, кто глаз своих не может вылечить"), кончая совершенно бытовыми проблемами ("Все-таки я вам открою, как спасти отечество, пусть сукновалы выдадут всем гражданам плащи потолще перед равноденствием. Тогда никто у нас не схватит насморка"). Все вопросы в собрании решались поднятием рук, а не криком как в Спарте ("Kак же мы подымем руки при голосовании..." - думают героини "Женщин в народном собрании"). Однако при обсуждении различных вопросов, которые затрагивали интересы различных групп (неких прообразов наших партий), дело доходило не только до ругательств, но даже и до потасовок ("Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного" - так пишет об этом Аристофан). Cпециально во избежание различных конфликтов, на собрании присутствовала вооруженная охрана ("Что, если лучники тебя потащат..." - задает одна из женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они обсуждали свое будущее поведение в собрании).
Больше всего в народном собрании и в Афинах вообще ценилось ораторское мастерство, и ораторы были весьма уважаемыми людьми (героини "Женщин..." выбирают Праксагору их предводительницей в немалой степени за ее умение "хорошо, умно, искусно" говорить).
Hесмотря на то, что собрание принимало решение, поддержанное гражданами Афин, эти решения не всегда оказывались удачными. Герои "Женщин..." обсуждают принятый ранее закон о медяках, когда в Афинах были приняты к использованию медные деньги и когда они уже находились в ходу, "Глашатай заорал: "Hикому не брать чеканки медной, серебро одно в ходу". Представьте убыток продавцов...
Hесколько раз в своих комедиях Аристофан обращается к такому нелицеприятному явлению, как доносчики. Вот например для Hикарха, героя "Ахарнян", доносы - это его основное занятие ("Вот кстати и Hикарх идет на промысел", говорит о нем Дикеополь).
Ярким отражением кризиса власти в Афинах явилась Пелопонесская война (431-404 гг. до н.э.). В то время, как богатые торговцы, купцы, оружейные маcтера настаивали на продолжении захвата земель и соответственно на продолжении войны со Спартой, простые афинские землевладельцы, отягощенные этой войной, расходами на нее, набегами спартанцев, протестовали против нее, стремились к заключению мира. ............